Преимущество композитных каяков в том, что они жесткие и легкие. Но при этом хрупкие и быстро теряющие внешний вид: постоянные царапины, сколы при малейшем контакте с камнями — а такие контакты неизбежны даже при посадке с берега прямо на воду: что уже говорить о тюленьем старте. При сильных ударах образуются трещины, которые наскоро заклеиваются в походных условиях стеклотканью и эпоксидкой, что отнюдь не улучшает внешность лодки.
Стоимость композитного каяка — в среднем около 2 тыс. евро, это солидное капиталовложение, и хочется, чтобы он прожил долго. И сохранил свою первозданную красоту:
Композитный каяк — это, по сути, бутерброд из карбона и кевлара, иногда со вставками пены, пропитанный эпоксидной смолой и покрытый краской или гелькоатом. Но почему-то про все остальные компоненты в обиходе не упоминают, предпочитая говорить, что каяк — карбоновый: «На карбоне пойдешь кататься? Круто!» Карбон в чистом виде — черный, кевлар — светло-желтый, т.е вся красота цветных лодочек зависит от покраски или специального покрытия. Иногда при изготовлении каяка наносится не однотонный цвет, а рисунок:
Но рисунок может оказаться под очередной заплаткой, покрыться царапинами, да и просто надоесть и устареть — как татуировка. Точно также, как вместо постоянной татуировки можно сделать на коже временный рисунок, можно нанести изображение и на каяк — при помощи наклейки: надоела — оторвал старую, наклеил новую.
Наклейки при этом используются на основе винила с дополнительным ламинированием пленкой поверх, для защиты краски — наверняка вы много раз видели, как стирается краска с наклеек, на которых сэкономили на ламинировании: остается белый контур стикера:). Т.е. наклейка имеет два слоя: виниловая основа, на которую и ложится краска, и пленка для защиты краски поверх.
Как защитить днище карбонового каяка от царапин? Любой контакт с камнями для каякера, сидящего в такой лодке, как серп по известному месту. Во время занятий гребным слаломом мы покрывали днища каяков нитролаком, чтобы они лучше скользили по воде, и чтобы образовался дополнительный защитный слой против камней.
Топовый каяк для фристайла на бурной воде от французской фирмы «Gui-Gui prod» Helixir-2018 я очень нежно берегу. Но царапины, разумеется, случаются. Так как во фристайл-каякинге лодка часто находится в положении кверху днищем, я наклеил наклейку и снизу. Когда стикер поизносился, и я начал снимать его, чтобы наклеить свежий, то обратил внимание, насколько меньше царапин под стикером. На фото виден разрез на наклейке и почти неповрежденная поверхность лодки там, где я снял наклейку:
А вот нагляднее: царапина на днище, где не было наклейки, и отсутствие ее продолжения в том месте, где наклейка только что была:
Кстати, рекомендую прогревать стикер феном или тепловентилятором перед снятием, тогда клей не остается на поверхности каяка, а сходит вместе с виниловой основой. Сначала я снимал стикер без прогрева — и клей оставался, а потом стал прогревать — и клей бесследно отделялся:
Также нагрев полезен при наклеивании стикера — прогреть основу, потом прогреть саму наклейку поверх — винил тянется, мягко заполняя все впадины. Если поверхность изогнутой формы, например, если клеить на каску, то нагревание поможет нанести стикер без морщин: в нужных местах при нагреве все растянется и сгладится.
Понятно, что от глубоких царапин винил не сбережет, но от небольших случайных, которых множество — почему бы и нет? Ведь делают же защитные пленки для машин. И я заказал большую наклейку на прозрачной основе с дополнительным прозрачным ламинированием. Сейчас наклейка еще на бумаге, я только примеряю ее:
А вот уже наклееная на днище — все блестит, будто под лаком, буквы кажутся напечатанными прямо на лодке, а не на отдельной пленке:
Если бы я просто клеил на днище контурный рисунок, то он бы сдирался в тех местах, где у букв острые углы. А так — все ровно, единая плоскость. И сквозь прозрачную нанесенную на пленку краску немного просвечивают блестки:
По-моему, решение отличное: наклейка стоит относительно недорого, можно менять ее раз в пол года, не заморачиваясь на лакировку лодки.
С появлением нового логотипа тема наклеек пошла особенно широко — на индивидуальной тренировке по эскимосскому перевороту девушка использует весло, на которое наклеен стикер, напечатанный на светоотражающей пленке для дорожных знаков: при включении вспышки он вспыхивает, как фара:
А вот фото с тренировки по фристайлу на каяках в бассейне: наклейка четко видна в воздухе, а каякер уже «полетел» дальше:)
Новая партия наклеек: любой формы, цвета — на фольге и на светоотражающих пленках, на ядовитом оранжево-красном и желтом, зеленом — варианты на любой вкус! И потерять весло с такой наклейкой труднее:)
Наклейки всем занимающимся у меня отдаю бесплатно, можно взять в любое время.