Каяки от «Jackson Kayak»: настройка, доработка, поломки и ремонт

Posted

27 октября 2003 года на своем сайте Эрик Джексон (Eric Jackson) опубликовал официальный анонс об образовании новой компании по производству каяков Jackson Kayak. Как заявил EJ, это будет «семейный бизнес» (www.kayaking.su).

Что подкупает в каяках фирмы «Jackson Kayak»Эрик Джексон, создатель фирмы и каяков, катается в них сам и делает их для себя любимого, своей семьи, своей команды. Каяки для фристайла на бурной воде от Джексона на сегодня — выбор большинства. Катаюсь в них с 2009 года и каждую модель (2007, 2010, RockStar) дорабатываю и настраиваю под себя примерно одинаково.
Ергин Григорий, блант, Jackson Kayak, RockStar, родео, фристайл, каяк

Доработки и настройки каяков»Jackson Kayak»:

Спинка и веревочки
Сидушка
Фиксация сидушки
Носовые упоры
Резиновая груша надувания носовых упоров
Бедренный ремень
Трастер

Поломки и ремонт каяков»Jackson Kayak»:

Разрывы кокпита (очка)
Веревочки натяжения спинки
Ручка на корме

Сначала — по доработкам, которые неизменно произвожу с каждым новым экземпляром:

Спинка и веревочки.

Веревочки натяжения спинки неизменно натирают кожу с боков. При моем телосложении это происходит в том месте, где веревка перетирает мягкий материал спинки:

Спинка и веревочка в Jackson kayak (Джексон каяк).

у некоторых — чуть дальше, где-то в районе бедренных упоров. Решений несколько: поставить на веревку трубочки из ПВХ или пенки с серебристым скотчем:

Защита от натирания веревочками в Jackson Kayak (каяках фирмы Джексон)

Вариант предохранения от натирания веревочками в Jackson Kayak (каяках фирмы Джексон)

но самое действенное — просто усилить края спинки при помощи той же самой пенки и серебристого скотча:

Доработка спинки в каяках фирмы Джексон (Jackson Kayak)

Модифицированный край спинки каяка фирмы Джексон (Jackson Kayak)

Через некоторое время модифицированная спинка тоже перетирается:

Опять перетерлась спинка каяка.

но серебристый скотч и пенка вполне доступны.

Вариант от Олега Колмовского совмещает в себе и трубочки, и усиление краев:

Усиленный вариант спинки в каяках фирмы Джексон (Jackson Kayak)

В моделях 2014 года производитель сделал увеличенные бедренные упоры, которые отделили веревочки от боков каякера:

jackson kayak новые бедренные упоры с защитой от натирания боков веревочками

Хотя уже в модели 2016 от таких упоров отказался. Жаль.

Еще один из недостатков спинки, особенно ярко проявлявшийся в моделях Star series 2010 — спинка крепилась к сляйду и при больших вылетах вылетала из-за спины и попадала под попу, после чего вставать приходилось почти исключительно от весла, без участия бедер. Решалась проблема сверлением новых отверстий в ободе очка и креплением дополнительных резиночек:

Доработка крепления спинки Jackson Kayak серии Star 2010

В модели RockStar крепление к ободу очка было реализовано серийно производителем.

А вот вариант 2013 года, с двухпозиционными креплениями резиночек — спинка стала держаться ровнее:

Новая спинка Jackson Kayak 2013

Сидушка

В последних модификациях Джексона, все сидушки более высокие: считается, что поднятый центр тяжести позволяет легче заваливать лодку на крен, выполняя сложные фристайл-элементы, например, Макнести. На одной из предыдущих фотографий видна пенка на сидушке — это способ сделать выше штатную сидушку предыдущих модификаций. Можно заморочиться более конкретно, сделав сидушку более анатомической (вариант подушки от Алексея Тимофеева, с носом-постаментом:) ):

Свой вариант подушки сидушки (Sweet Cheeks) каяков Джексон (Jackson Kayak)

Вариант подушки сидения каяка Джексон (Jackson Kayak)

Несколько слов про формирование подушки сидушки Elite-комплектации (Sweet Cheeks) — как ни странно, до сих пор не все знают, что ее надо не надувать, а наоборот — сдувать, отсасывая воздух из емкостей с шариками. Сел на сидушку, поерзал попой, вдохнул в себя воздух из подушки через трубочку, быстро завинтил пробку на шланчике, чтобы воздух снова не набирался, поднял попу — и видишь на подушке ее точный слепок-отпечаток.

Несформированная штатная подушка (Sweet Cheeks) сидушки каяка Джексон (Jackson Kayak)

Настроенная штатная подушка (Sweet Cheeks) сидушки каяка Джексон (Jackson Kayak)

Фиксация сидушки

Доработка касается моделей 2007 и 2010 с аутфитингом Elite, где сидушка фиксируется двумя винтами по бокам и центральная ось аутфитинга выполнена из пластиковой трубки. Сидушка все время отъезжает к корме, боковые винты не помогают. Первое, что стоит сделать — заменить штатный пластиковый хомут на металлический автомобильный.

Дополнительный автомобильный хомут для сидушки каяка

Потом вставить кусок твердой пены между сидушкой и задним пиллерсом и закрепить его серебристым скотчем:

Распорка из твердой пены упирается в кормовой пиллерс каяка>

На фото два куска — после того, как пиллерс ушел до упора в корму, пришлось увеличивать размер распорки.

Еще был вариант, когда прямо в сидушку и пластиковую трубу ввинчивали саморез — но труба, к сожалению, тоже перемещается… И еще: все время проверяйте состояние боковых винтов — они разбалтываются и могут потеряться. На более поздних моделях производитель ставил на кончики винтов резиновую трубку, которая не позволяла прямоугольной шайбе полностью открутиться.

А с 2012 года вообще ввел новый вариант — полиэтиленовые «рельсы» (на фото — вариант из «RockStar»-2014):

Механизм регулировки положения сидушки в каяке Jackson Rockstar 2014

Носовые упоры

Штатные носовые упоры в Elite-комплектации — Happy Feet. Проблем две: упоры гуляют («эффект велосипеда», когда при нажатии с одной стороны упор уходит на противоположную сторону) и проминаются — шарики расходятся, между косточкой носка стопы и верхней декой оказывается только два слоя материи, натирается мозоль. Решаются проблемы при помощи все той же пенки: формируется колпачок и приклеивается на двустороннем скотче в нос каяка:

Усовершенствование носовых упоров лодок Джексон (Jackson)

Носовые упоры каяков Джексон из пены

Полный вариант носовых упоров из пенополиуретана для лодки Джексон

Носовые упоры из туристической пенки (каремата) в лодке фирмы Jackson Kayak

Теперь между верхней декой и косточками стопы всегда будет слой пены, как бы не промялись штатные упоры.

Ноги в упорах из пенки в носу каяка Джексон: косточки не натираются.

Эта же пенка существенно уменьшает «эффект велосипеда».


Про настройку носовых упоров — так называемых «норок»: Happy Feet, носовой упор для ног, состоит из двух частей: непосредственно упоров (формируются также, как сидушка) и емкости для воздуха, которая позволяет передвигать упоры ближе к корме при помощи резиновой груши.

Штатные вакуумные носовые упоры фирмы Джексон (Happy Feet)

Официальное руководство от Джексона, как настраивать упоры:

Формирование и настройка штатных носовых упоров фирмы Джексон (Happy Feet) от производителя (Jackson Kayak)

Хотя с новыми каяками очень часто приходят упоры, настроенные именно в виде «норок».

При моем росте 1,82м емкость для воздуха неактуальна: сижу вплотную к носу, двигать упоры некуда, поэтому я использую эту емкость для равномерного распределения нагрузки на стопы. Сначала формирую норки следующим образом: складываю упоры пополам, кладу в нос лодки:

Happy Feet в носу каяка.

Затем немного надуваю емкость с шариками и начинаю давить носками ног так, чтобы большая часть шариков оказалась между верхней декой и косточками пальцев.

Давим ногами в упоры Jackson комплектации Elite

Вдуваю через трубочку воздух из емкости, так же, как и при формировании подушки сидушки. Получаются вот такие норки:

Сформированные норки носовых упоров Джексон каяк

Вид снизу — хорошо видно, что упоры приняли форму носа каяка:

Настроенные упоры для ног лодки Джексон

Надуваю резиновой грушей емкость — она охватывает стопы в районе подъема, снимая часть нагрузки с пальцев ног и дополнительно отделяя косточки стопы от верхней деки.

Подушка мягко охватывает стопу.

Мне так удобнее, людям моего телосложения этот способ понравился — попробуйте и вы.

Резиновая груша надувания носовых упоров

Часто срывается с трубочки и теряется, оставляя осиротевшее пластиковое крепление:

Резиновая груша носовых упоров утеряна.

Причина проста: выемка на креплении со стороны груши мала, со стороны трубочки — гораздо более выражена. Решение: углубить выемку, просто сточив пластик ножом:

Усовершенствование Upgrade вентиля резиновой груши каяка Джексон.

Вентиль резиновой груши лодки Jackson kayak

Это существенно уменьшит риск утраты. Если теперь еще надеть на кончик груши автомобильный хомут:

Автомобильный хомут на пластиковом вентиле резиновой груши.

и получше его затянуть, то оторвать грушу от крепления будет практически не возможно (тяну изо всех сил!):

Прочное соединение вентиля и резиновой груши.

Еще вариант от Андрея Глазунова — обычные стяжки:

Груша надувания пяточных носовых упоров Jackson Kayak

Бедренный ремень.

Без дополнительного крепления при выполнении элементов с высоким выбросом (луп, годзилла) можно просто вылететь из очка каяка. Кроме того, крепление ремнем дает ощущение более плотного слияния с каяком. Ремень из широкой стропы пропускается под центральным креплением сидушки, в местах наиболее плотного соприкосновения с бедрами на ремень надевается пенка, обмотанная серебристым скотчем — чтобы не натирал. Ремень застегивается пряжкой-самосбросом, как на поясе у рюкзака.

Ремень сидушки для лодок Джексон.

Некоторые используют авиационные или автомобильные ремни с металлической пряжкой.

Трастер

Трастер (надувашка, писька Джексона) — дополнительный аксессуар, исконно американское название которого «Thruster». Если вы видите каякера, у которого вот так гордо вздымается юбка, то не подумайте плохого (или хорошего?:) ) — скорее всего, он использует именно этот аксессуар.

Ергин Григорий. Каякер с трастером под юбкой на каяке фирмы Jackson Kayak

У слова «Thruster» множество значений, среди которых «движитель», «двигатель управления», «подруливающее устройство». Назначение трастера — не давать проминаться юбке под напором воды и увеличивать объем каяка в нужном месте при выполнении воздушных (эйр, «air») элементов, например таких, как луп, спейсгодзилла, что дает большую высоту вылета. Кроме того, достигается лучшее слияние, взаимодействие с лодкой — это как дополнительные упоры изнутри.

Трастер фирмы «Jackson Kayak» состоит из двух частей, продаваемых как в наборе, так и независимо (скорее всего, на случай выхода из строя одной из деталей, использовать их отдельно несколько нелогично). Основная часть трастера, наиболее функциональная (сама писька, чего уж там!) называется Happy Thruster, вторая часть — Happy Seat, все вместе — Happy Seat/ Happy Thruster Combo. Назначение нижней части — не давать ногам распрямляться, поддерживая их снизу; удержание верхней части и крепление всей конструкции в сборе к лодке.

«А теперь фото!» Вот этот «счастливый» (Happy) наборчик:

Jackson Happy Seat, Happy Thruster

Happy Seat, Happy Thruster ненадутые, по отдельности

Вот так соединяются две части:

Happy Seat, Happy Thruster ненадутые, в сборе

Вставляем «Happy Seat/ Happy Thruster Combo» в очко каяка, ленточки-липучки от «Happy Seat» пропускаем под подушкой-сидушкой — на фото одна ленточка уже под сидушкой, вторая сверху:

Очко каяка Джексон, крепление Happy Seat и Happy Thruster

Обе ленточки под сидушкой:

Ленточки от трастера под сидушкой лодки Джексон

Кончики свешиваются сзади:

Кончики липучек от Happy Seat под подушкой сидушки Sweet Cheeks

Спереди два кольца и шнурок — шнурок можно пропустить под центральную часть крепления сиденья. Раньше это была просто трубка, шнурка хватало, но сейчас это эдакая пластмассовая рельса, шнурок коротковат:

Крепление трастера Jackson kayak спереди

Ни разу не привязывал трастер спереди — всегда хватало ленточек с липучкой, но совсем без креплений тоже нельзя — трастер выпадает из лодки. Надуваем всю конструкцию — и вот она, гордо вздымающаяся:

Happy Seat/ Happy Thruster Combo в сборе, установлен в очко лодки каяка и надут

Многие используют в качестве трастера гимнастический мяч.

Возможные проблемы трастера — отклеивание трубочки для надувания. На фото видно место, где фирменный клей еще держит — оно более темное:

Отклеивается трубочка надувания трастера каяка Джексон

Просто приклеить трубочку обратно качественно не получится — она была приклеена при изготовлении баллона, изнутри.

Оторвалась трубочка надувания трастера Thruster каяка

Трастер изготовлен из полиуретановой ткани, как баллоны у известных байдарок «Щука», такая ткань клеится полиуретановыми клеями, например, «Уран». Аналогичный материал и клей для ремонта применяется в самонадувающихся ковриках — если есть под рукой ремнабор от коврика, то можно использовать его, или взять тонкую тезу (применяется для изготовления герм и шкур байдарок). Тщательно зачистить наждаком верх кольца надувного шланчика, обмазать клеем, сверху надеть кольцо из полиуретановой ткани или тезы и плотно прижать; потом, когда клей высохнет, приклеить всю конструкцию в сборе на баллон трастера.

Ремонт горловины трубочки надувного шланчика шланга трастера

Приклеиваем трубочку надувания полиуретановым клеем на полиуретановую ткань

Все, воздух не проходит:

Отремонтированный Thruster трастер Jackson Kayak

Очень больное место в выемках для прикрепления лент-липучек к Happy Seat — при надувании со временем в этих местах образуются отверстия, которые здорово травят воздух: лучше бы производитель оставил просто ровное место, а ленты пришивал к линии спайки баллонов:

Недостатки Happy Seat

Баллон изначально просто сварен по краям: полиуретановая ткань с одной стороны гладкая, с другой — ощущается фактура материала. Нашел обрезок аналогичного материала в фирме «Тритон»:

Ткань для ремонта трастера от Джексона

Наложил на прохудившееся место, гладким слоем вниз, прогладил утюгом — ткань приварилась. Заодно сварилась и сама ткань баллона, полезного объема стало немного меньше, но получилось надежно:

Отремонтированный Happy Seat

Откатал пол сезона на бурной воде и месяц в бассейне — сварка утюгом пока держит.

 

Теперь более о проблемах и поломках, возникающих в процессе эксплуатации каяков «Jackson Kayak», и их ремонте.

Разрывы кокпита (очка)

Разрывы, дыры в борту (под ободом очка) — самый главный и до сих пор неисправленный недостаток.
Если в лодке в процессе катания стало набираться очень много воды, а юбка целая, то обязательно(!) проверьте целостность борта под ободом очка — возможны отверстия в месте усиления обода ребрами жесткости:

Дыры hole в борту beam каяка Jackson crack problem kayak

Отверстия в очке Jackson kayak cockpit hole problem trouble crack break

Их появление — гарантийный случай. К сожалению, это до сих пор неизлеченная болезнь всех моделей фристайл-каяков от Джексона: лично я последовательно сменил по гарантии модели 2007-2016, некоторые по два экземпляра. Похоже, производитель на эту тему не парится вообще, хотя она ему хорошо известна: раскрутился, приобрел известность и популярность, поставил на поток — все, о качестве можно не думать. Видимо, гарантийные возвраты делать выгоднее: не все убивают лодку за сезон — а через год и гарантия закончится, и новая модель выйдет… Заодно топовые райдеры будут всегда на новых каяках.

Брать эти лодки б/у, без гарантии, сам никогда не буду и никому не советую: на них надо либо кататься много и часто (раз в сезон) менять по гарантии, либо кататься мало — тогда хватит надолго и одного экземпляра.

На месте лечится серебристым скотчем,

All Star 2007 отремонтирован серебристым скотчем

но решение временное — отверстия продолжают увеличиваться до полного отрыва обода очка. Если лодка на гарантии — поспешите сфотографировать и отправить фото и серийный номер вашей лодки непосредственно в «Jackson Kayak» или диллеру. Если нет — то на этой лодке лучше не кататься, а попытаться сначала заварить отверстия. Линейный полиэтилен варится при помощи экструдера очень неплохо.

Вариант ремонта данной неисправности от Олега Колмовского:

Ремонт борта Джексон каяк

Заделка дыр отверстий в очке Jackson kayak

Олег уверяет, что выступающий болт не рвет юбку, хотя вода в этом месте просачивается.

Так ремонтируют эту неисправность в фирме «Тритон» при помощи фена, стальной сеточки и кусочков полиэтилена:

Заварка ремонт борта очка каяка Джексон для фристайла

Существует «миф о хрупкости желтых лодок», основанный на статье Стасяна на бурноводинге. До того, как Джексон в 2013 убрал желтый из (теперь он только за отдельную плату), я сам катался исключительно на желтых лодках. С полной уверенностью могу сказать, что вышеописанный недостаток присущ ныне всем родейникам от «Jackson Kayak», независимо от модели и цвета, и это утверждение не голословно:

Jackson Kayak break cockpit разрыв дыра hole

Jackson Kayak hole in cockpit

Еще одна возможная поломка — разрыв борта в месте прохождения отверстия для веревочки, не так часто встречается — сам знаю 2 случая:

Разрыв борта в месте отверстия веревочки крепления спинки Jacskon Kayak

В 2012 году производитель «доработал» место выхода веревочек из обода очка, создав углубление, но попутно ослабив саму конструкцию — появилось новое место возможного разрыва:

Порвался crack beam cockpit борт родео-каяка Jackson problem в месте выхода веревочек

Еще один разрыв в месте выхода веревочек, это уже статистика по новой уязвимости:

Разрыв борта в месте выемки Jackson Kayak break crash cockpit

Такой надрыв в месте крепления веревочки уже и неисправностью практически не считается, это часто первое, что происходит:

Разрыв от веревочки в каяке Джексон

В модели 2014 года ввели еще одну дополнительную выемку и для второго выхода веревочки:

Усовершенствование кокпита очка каяка Jackson Kayak

Нетипичная трещина, которая пошла от отверстия крепления бедренных упоров:

Каяк Джексон трещина в отверстии для упоров

Веревочки натяжения спинки

Штатные веревочки стираются за сезон нормального катания — либо рвутся, либо перестают фиксироваться в креплениях. Крепления-фиксаторы тоже изнашиваются, но их хватает на больший срок. С самого начала стоит использовать веревочку только с одной стороны, зафиксировав вторую в рабочем положении — когда первая придет в негодность, использовать вторую.

С некоторых пор вообще стараюсь не менять положение спинки сидушки, однократно выставив ее под себя и зафиксировав — сильного натяжения не нужно, сесть в лодку и покинуть ее можно при рабочем положении спинки.

Штатные веревочки непростые — видимо, в состав входит кевлар. Их две — по одной с каждого борта, крепление независимое — можно заменять по одной, сечение — около 5 мм (говорят, там в дюймах, некоторые ставят также и шестерку, но штатная — ближе к пятерке), длина — 1 метр. Обычная капроновая пятерка стирается за пару тренировок, а ремнабор от Джексона (Backband Rope Kit) стоит 10 баксов — две веревки и два копеечных пластмассовых кружка, у нас — 400 руб.

Backband Rope Kit Jackson kayak лодки каяки Джексон

Т.е. за метр штатной веревки берут аж 200 руб.(!) при стоимости обычной капроновой веревки 5 руб./метр. Есть еще полный ремнабор (Surelock Backband Kit (Large)) — со спинкой и фиксаторами, по 50$:

Surelock Backband Kit (Large) Jackson kayak лодки каяки Джексон

Что делать? Аналоги существуют,они найдены (спасибо Ивану Гусару!). В Питере есть магазин с товарами для яхт, «Фордевинг Регата», адрес: Петровская коса, д.7. В этом магазине можно найти как фиксаторы (пластиковые штатные и усиленные аллюминиевые) и вожделенные веревочки по цене 50 руб./метр. Товар довольно специфический, если не хочется заморачиваться, то можно в любом туристическом магазине купить капроновые веревки и, когда они уже не держатся, просто завязывать их узлом (вариант более для бассейна, на бурной воде небезопасно, хотя, в принципе, такой узел развязывается от рывка):

Узел крепления спинки лодки Джексон

Ручка на корме

Ручки на корме просто мешают некоторым при откидывании тела, и они их снимают заранее; ручки предыдущих моделей даже таят в себе определенную опасность. Вот так выглядит старая ручка в оболочке из стропы:

Ручка каяка Джексон в оболочке из стропы

Внутри ручки — стальной корд:

Стальной корд внутри ручки Jackson Kayak

Через какое-то время эксплуатации ворсинки корда выбиваются наружу:

Ворсинки стального корда, пробившие стропу ручки каяка Джексон

Так что если у вас неожиданно оказалось расцарапанной спина, и вы стали объектом многочисленных, но крайне однообразных шуток друзей, то проверьте ручку лодки на появление этих самых ворсинок.

Царапины на спине от ручки Джексон Каяк

Все лодки, пришедшие в Питер в 2012 году, уже имеют новые ручки с основой из нержавеющей стали и пластиковым покрытием:

Новые ручки JacksonKayak

 

Какие еще особенности эксплуатации каяков Джексон вам известны? Делитесь!:)
Данный документ постоянно дорабатывается в связи с выходом новых каяков и изысканиями особенностей уже известных моделей.

 

И еще немного:

Четвертый Джексон: отличия Jackson Kayak «Rock Star»-2013 от аналогичной модели 2012 года
Jackson Kayak — «Rockstar-2014»: первые впечатления и испытания на гладкой воде
Jackson Kayak — «Rockstar-2014»: отличия модификации «Competition» от стандартной версии


Каяки от «Jackson Kayak»: настройка, доработка, поломки и ремонт: 2 комментария

  1. И где же можно раздобыть фирменные запасные веревочки по 200 руб за штуку?
    Ибо купленная в магазине на Петровской косе верёвочка довольно быстро пришла в негодность.
    Точной копии, хотя бы по диаметру, я там не обнаружил, к сожалению…

    1. То, что было куплено на Косе, успешно проработало у меня несколько месяцев. Оригинальными веревочками торгует Чубаров, kayaker.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.