Ранее уже писал про Универсальный чехол под каяк для фристайла. Тогда ставились немного другие цели — перевозка с собой: в метро, в поезде, удобно донести до нужного места, как рюкзак. И универсальность, так как модели каяков часто менялись. Защита не была в приоритете, ведь лодки были из полиэтилена.
Около 5 лет у меня композитный каяк «GuiGui Prod» — такие лодки часто называют карбоновыми, или просто «карбон»: «На «карбоне» катаешься? Здорово!»

Такую лодку особенно бережешь от повреждений при транспортировке. А перевозится она очень часто самолетом — в багаже, отдельно от хозяина: тут не уследишь, что может случиться. Поэтому мне понадобился отдельный защитный чехол для перевозки этого каяка.
Вот пример конструкции такого чехла, который был сшит мне компанией «Турмастерская» в Санкт-Петербурге:

С другой стороны:

Снизу:

Чехол эксплуатируется примерно столько же, сколько каяк, поэтому внешний вид не самый презентабельный, но свои функции он выполняет достойно.
Итак, защита. Чехол состоит из трех слоев: кордура снаружи, изолон (пенка) для амортизации, полиэстер внутри. Чем толще защитный слой, тем больше масса чехла, а при перевозке самолетом каждый грамм на счету. Поэтому чехол делается анатомической формы под конкретную лодку, универсальность полностью убираем: для карбона чехол нужен всегда, даже при хранении дома. При выборе толщины защитного слоя руководствуемся разумным компромиссом с величиной финальной массы.
Заявленная масса самого каяка для фристайл-каякинга «GuiGui Prod» Helixir-2018 размера М — 9 кг. Но реально больше — около 11. Разрешенная масса негабаритного спортивного багажа для провозки в самолете — 23-32 кг в зависимости от авиакомпании. Плюс — каяк отличный «чемодан» для перевозки прочего снаряжения, например, складного весла, которое всегда норовят назначить отдельным местом багажа и взять дополнительную плату за перевозку. В каяк можно положить маленькую гитару — и ей ничего не будет при перевозке в багаже:) На очко каяка можно натянуть юбку, чтобы меньше продавливался чехол и не повреждалось содержимое. Если планируется перевозка спального мешка, то его хорошо надеть на каяк для добавления еще одного защитного слоя, поэтому при изготовлении чехла стоит оставить небольшой допуск.
Чехол раскрывается и раскладывается полностью, его не надо натягивать на каяк — и это очень удобно при упаковке лодки, загруженной вещами: один человек легко справляется:

По краям чехла идет специальный защитный бортик: если молнию сделать прямо по границе двух половинок, то при падении она попадет между полом и жестким краем корпуса каяка, что приведет к выбиванию звеньев застежки. Поэтому молния приподнята вверх:

Не стоит ставить мелкую молнию на чехол — пусть она будет максимально крупной и прочной. Также не экономьте на замках:

Все швы дополнительно усилены тонкой стропой:

Самые острые грани у каяка для фристайла — на носу и на корме, я просил дополнительно усилить эти места на чехле, но сотрудник «Турмастерской» решил эту задачу по-своему, сделав специальные защитные колпачки:

Дополнительный слой пены — отлично!

Плюс еще одна натянутая стропа поверх очка, что также уменьшает возможность повреждения провозимого внутри груза:

Чтобы защитные колпачки на нос и корму каяка не потерялись, они крепятся к чехлу резинкой:

То, что чехол полностью раскрывается, также дает ему дополнительные возможности применения, например, как туристический коврик для сна:)

Уже не раз мы применяли чехлы для каяка в качестве спальных мешков — когда забывали спальники дома:) Изолон неплохо держит тепло. Да и позагорать на чехле в солнечный день бывает удобно.
После сдачи лодки в багаж она попадает в руки грузчиков. У них помимо каяков множество мест различного груза, который надо оперативно переправить в самолет. Поэтому они хватают за любые лямки-ручки и тянут, волокут. Наружная ткань должна быть достаточно прочной. Также необходимо продумать крепление лямок и петель к чехлу так, чтобы оно было устойчиво к подобным взрывным нагрузкам и рывкам.
Основной и самый удобный способ переноски каяка в чехле на относительно большие расстояния — за лямки. Рюкзачная сбруя уже не нужна — она путается в багаже, добавляет лишнюю массу, мешается на крыше машины. Так что лямки тут — на одно плечо: повесил и пошел. Вот стандартный чехол «Jackson Kayak» с лямками:

Молния идет по окружности вдоль центральной линии. И сразу бросается в глаза слабое место крепления лямок — там, где они отходят от материи. Если схватить такой чехол за одну лямку, то вполне можно вырвать ее с куском основы. Чтобы этого не произошло, нужно сделать полное кольцо из стропы вокруг всего чехла:

А чтобы не было возможности хватать каяк в чехле за одну лямку, лямки надо гарантированно соединить между собой — лучше всего это сделать при помощи мощных застежек-кнопок, а не при помощи липучки, которая лысеет, замусоривается, и перестает держать лямки воедино, постоянно расстегиваясь:

Если нести каяк в чехле за лямки, то ставить его удобно на бок, тем местом, которым соединяются две половинки чехла. Поэтому здесь очень уместно еще одно усиление с защитным слоем:

В узких местах, например, в дверях, удобно переносить каяк в чехле вертикально, поэтому усиление и кольца из стропы служат основной для еще одной ручки:

Второй рукой при вертикальной переноске берутся за лямки. Обязательно пришейте эту ручку, она необходима! Сшили аналогичный чехол без этой ручки — каждый раз неудобно…

Если грузчиков будет двое, то им будет удобно нести груженный каяк горизонтально за ручки на носу и на корме:

И вот тут хочется рассказать о еще одном слабом месте — месте крепления ручек для горизонтальной переноски каяка к материи чехла:

Нитки висят — ручки уже отрывали, зашивал в дороге… Хорошо, что есть дополнительная стропа, и основа из кордуры не пострадала. А решение очень простое: нужна еще одна стропа — как минимум, кусочек — чтобы распределить нагрузку, как максимум — до самого конца чехла, чтобы было еще и красиво:

Не лишним будет напомнить грузчикам, что они переносят не дрова, а хрупкую дорогую вещь. Для этого на чехле каяка сделали четыре кармана для предупреждающих плакатиков формата А4:

Каждый лист бумаги положен в офисный карман и герметично заклеен скотчем, чтобы бумага не портилась от влаги — дождь, снег, мало ли…

Можно и заламинировать.
Материалы, использованные для изготовления защитного чехла для композитного каяка для фристайла на бурной воде «GuiGui Prod» Helixir-2018 размера М
Ткань Cordura 1000 — 4,5 погонных метра;
Ткань POLYESTER 150*400 D PU 1000 Китай — 5,5 погонных метров;
Замок СЛАЙДЕР никель (двухсторонний) — 2 шт.;
Молния Рулонка 10 мм витая — 4 метра погонных;
Изолон не клеевой 10 мм толщина — 6 погонных метров.
Все эти материалы закупались в Группе компаний «АЙСБЕРГ» в СПб. Также использовалась стропа шириной 5 см и пряжки-самосбросы «Снаряжение».
Второй защитный чехол шился по образу и подобию первого, но уже компанией «Стихия Спорт». Он предназначен для каяка размера XS от компании «MadShed». Хочу немного рассказать о недостатках при копировании.

Вроде бы, все аналогично. И красиво: оранжевая ткань, даже оранжевая стропа!:)

Допуски для дополнительного слоя в виде спальника есть:

А вот карманы для предупреждения о хрупкости содержимого на нижней части отсутствуют:

В разложенном состоянии:

Место соединения двух половинок чехла потеряло усиление:

Защитные колпачки, но пришиты они к части чехла без бортика:

Верх и низ поменялись местами:

В принципе, ничего такого, но для меня логично, что банка, например, имеет стенки, а крышка на нее — нет. Но в целом — нормально, главное, что молния не по канту корпуса лодки.
Резинка длинновата, попадает в молнию, нужны отдельные действия по ее убиранию вовнутрь:

Лямки для переноски на плече:

Фиксатор соединения лямок переноски каяка в чехле сделан на липучке, которая расстегивается:

Ручка для вертикальной переноски каяка на чехле отсутствует: приходится обнимать его, как родного, чтобы вносить в дверь.
Нововведение: теперь у чехла каяка четыре ручки для горизонтальной переноски, его можно переносить и вниз очком:

Сделана целая сбруя из стропы, даже дополнительное соединение на самосбросе, но проблема слабого места крепления ручек осталась:

Я бы не хотел, чтобы каяк переносили вверх днищем — предупреждающих надписей снизу на чехле нет — грузчики могут и забыть, что вещь хрупкая, цены немалой. Если уронят — то на очко, а оно явно менее прочное, чем днище каяка: может и треснуть. И принесут — положат как? Правильно: на очко. В общем, не стоит стимулировать грузчиков перевозить каяк в перевернутом состоянии…

В остальном — сшито добротно. Свои функции выполняет.
Материалы, использованные для изготовления защитного чехла для композитного каяка для фристайл-каякинга «MadShed» размера XS и их стоимость летом 2022
Кордура 4м, в Айсберге — 3229 руб.
Стропа 50 мм (покупала здоровую бобину, типа вдруг потом пригодится, по метру не нашла оранжевой) — 1165 руб.
Изолон 4м в «Строителе» — 3837 руб.
Пленка на карманы (минимум 0.5 метра, кажется, можно было купить) в «МиК»-е на Елизаровской — 523 руб.
Нитки (лавсан толстый), пряжки плечевые, окантовка для молнии — тоже в МиКе — 540 руб.
Молнии и подкладочная ткань — 1000 руб.
Работа — 13000 руб.
Итого: 24294 руб.
Цена немалая, но сохранность композитного каяка за сумму более 100 тыс. руб. и его успешная транспортировка к месту, а, значит, неиспорченная поездка — того стоят.
Композитных каяков для фристайла в нашей команде становится все больше. Чехол для «GuiGui Prod» Helixir-2018 размера М идеально подошел для каяка российского производства «Mad Shed». Думаю, если владельцы этих каяков соберут совместный заказ и попросят его выполнить «Стихию Спорт» или «Турмастерскую», то всем будет удобнее и выгоднее. Для жителей других городов, возможно, будут полезны те нюансы создания защитного чехла для композитного каяка, которые описаны в данной статье.