X

Каяки от «Jackson Kayak»: настройка, доработка, поломки и ремонт

27 октября 2003 года на своем сайте Эрик Джексон (Eric Jackson) опубликовал официальный анонс об образовании новой компании по производству каяков Jackson Kayak. Как заявил EJ, это будет «семейный бизнес» (www.kayaking.su).

Что подкупает в каяках фирмы «Jackson Kayak»Эрик Джексон, создатель фирмы и каяков, катается в них сам и делает их для себя любимого, своей семьи, своей команды. Каяки для фристайла на бурной воде от Джексона на сегодня — выбор большинства. Катаюсь в них с 2009 года и каждую модель (2007, 2010, RockStar) дорабатываю и настраиваю под себя примерно одинаково.

Доработки и настройки каяков «Jackson Kayak»:

Спинка и веревочки
Сидушка
Фиксация сидушки
Носовые упоры
Настройка носовых упоров «Happy Feet»
Резиновая груша надувания носовых упоров
Бедренный ремень
Трастер

Поломки и ремонт каяков «Jackson Kayak»:

Разрывы кокпита (очка)
Веревочки натяжения спинки
Ручка на корме
Болты, резьба

Сначала — по доработкам, которые неизменно произвожу с каждым новым экземпляром:

Спинка и веревочки.

Веревочки натяжения спинки каяка неизменно натирают кожу с боков. При моем телосложении это происходит в том месте, где веревка перетирает мягкий материал спинки:

у некоторых — чуть дальше, где-то в районе бедренных упоров. Решений несколько: поставить на веревку трубочки из ПВХ или пенки с серебристым скотчем:

но самое действенное — просто усилить края спинки при помощи той же самой пенки и серебристого скотча:

Через некоторое время модифицированная спинка тоже перетирается:

но серебристый скотч и пенка вполне доступны.

Вариант от Олега Колмовского совмещает в себе и трубочки, и усиление краев:

В моделях каяков 2014 года «Jackson kayak» сделал увеличенные бедренные упоры, которые отделили веревочки от боков каякера:

Хотя уже в модели 2016 от таких упоров отказался. Жаль.

Еще один из недостатков спинки, особенно ярко проявлявшийся в моделях Star series 2010 — спинка крепилась к сляйду и при больших вылетах вылетала из-за спины и попадала под попу, после чего вставать приходилось почти исключительно от весла, без участия бедер. Решалась проблема сверлением новых отверстий в ободе очка и креплением дополнительных резиночек:

В модели RockStar крепление к ободу очка было реализовано серийно производителем.

А вот вариант 2013 года, с двухпозиционными креплениями резиночек — спинка стала держаться ровнее:

Сидушка

В последних модификациях каяков от «Jackson kayak» сидушки более высокие: считается, что поднятый центр тяжести позволяет легче заваливать лодку на крен, выполняя сложные фристайл-элементы, например, Макнасти. На одной из предыдущих фотографий видна пенка на сидушке — это способ сделать выше штатную сидушку предыдущих модификаций. Можно заморочиться более конкретно, сделав сидушку более анатомической (вариант подушки от Алексея Тимофеева, с носом-постаментом:) ):

Была версия, что именно эту сидушку взял за основу Гиги при создании новой версии аутфитинга для каяков Helixir в карбоновой версии.

Настройка сидушки Sweet Cheeks

Несколько слов про настройку подушки сидушки каяков Elite-комплектации (Sweet Cheeks) — как ни странно, до сих пор не все знают, что ее надо не надувать, а наоборот — сдувать, отсасывая воздух из емкостей с шариками. Сел на сидушку, поерзал попой, вдохнул в себя воздух из подушки через трубочку, быстро завинтил пробку на шлангчике, чтобы воздух снова не набирался, поднял попу — и видишь на подушке ее точный слепок-отпечаток.

Фиксация сидушки

Доработка касается моделей каяков 2007 и 2010 с аутфитингом Elite, где сидушка фиксируется двумя винтами по бокам, и центральная ось аутфитинга выполнена из пластиковой трубки. Сидушка все время отъезжает к корме, боковые винты не помогают. Первое, что стоит сделать — заменить штатный пластиковый хомут на металлический автомобильный:

Потом вставить кусок твердой пены (пеноплекса) между сидушкой и задним пиллерсом и закрепить его серебристым скотчем:

>

На фото два куска — после того, как пиллерс ушел до упора в корму каяка, пришлось увеличивать размер распорки.

Еще был вариант, когда прямо в сидушку и пластиковую трубу ввинчивали саморез — но труба, к сожалению, тоже перемещается… И еще: все время проверяйте состояние боковых винтов — они разбалтываются и могут потеряться. На более поздних моделях каяков производитель ставил на кончики винтов резиновую трубку, которая не позволяла прямоугольной шайбе полностью открутиться.

А с 2012 года вообще ввел новый вариант — полиэтиленовые «рельсы» (на фото — вариант из «RockStar»-2014):

Сидушка фиксируется на рельсе барашком — проверяйте, что он жестко зафикисирован: потери случались не раз.

Носовые упоры

Штатные носовые упоры в Elite-комплектации — Happy Feet. Проблем две: упоры гуляют («эффект велосипеда», когда при нажатии с одной стороны упор уходит на противоположную сторону) и проминаются — шарики расходятся, между косточкой носка стопы и верхней декой оказывается только два слоя материи, натирается мозоль. Решаются проблемы при помощи все той же пенки: формируется колпачок и приклеивается на двустороннем скотче в нос каяка:

Теперь между верхней декой и косточками стопы всегда будет слой пены, как бы ни промялись штатные упоры.

Эта же пенка существенно уменьшает «эффект велосипеда».

Настройка носовых упоров Happy Feet

Про настройку фирменных носовых упоров «Jackson kayak» — так называемых «норок»: Happy Feet, носовой упор для ног, состоит из двух частей: непосредственно упоров (формируются также, как сидушка) и емкости для воздуха, которая позволяет передвигать упоры ближе к корме при помощи резиновой груши.

Официальное руководство от Джексона, как настраивать упоры:

Хотя с новыми каяками очень часто приходят упоры, настроенные именно в виде «норок».

При моем росте 1,82м емкость для воздуха неактуальна: сижу вплотную к носу, двигать упоры некуда, поэтому я использую эту емкость для равномерного распределения нагрузки на стопы. Сначала формирую норки следующим образом: складываю упоры пополам, кладу в нос лодки:

Затем немного надуваю емкость с шариками и начинаю давить носками ног так, чтобы большая часть шариков оказалась между верхней декой и косточками пальцев.

Вдуваю через трубочку воздух из емкости, так же, как и при формировании подушки сидушки. Получаются вот такие норки:

Вид снизу — хорошо видно, что упоры приняли форму носа каяка:

Надуваю резиновой грушей емкость — она охватывает стопы в районе подъема, снимая часть нагрузки с пальцев ног и дополнительно отделяя косточки стопы от верхней деки.

Мне так удобнее, людям моего телосложения этот способ понравился — попробуйте и вы.

Резиновая груша надувания носовых упоров

Часто срывается с трубочки и теряется, оставляя осиротевшее пластиковое крепление:

Причина проста: выемка на креплении со стороны груши мала, со стороны трубочки — гораздо более выражена. Решение: углубить выемку, просто сточив пластик ножом:

Это существенно уменьшит риск утраты. Если теперь еще надеть на кончик груши автомобильный хомут:

и получше его затянуть, то оторвать грушу от крепления будет практически не возможно (тяну изо всех сил!):

Еще вариант от Андрея Глазунова — обычные стяжки:

Бедренный ремень.

Без дополнительного крепления при выполнении элементов с высоким выбросом (луп, спейс годзилла) можно просто вылететь из очка каяка. Кроме того, крепление ремнем дает ощущение более плотного слияния с лодкой. Ремень из широкой стропы пропускается под центральным креплением сидушки, в местах наиболее плотного соприкосновения с бедрами на ремень надевается пенка, обмотанная серебристым скотчем — чтобы не натирал. Ремень застегивается пряжкой-самосбросом, как на поясе у рюкзака.

Обычные пластмассовые самосбросы ненадежны и частенько ломаются. Некоторые используют авиационные или автомобильные металлические пряжки, кто-то — пряжки для дайвинга, но такие пряжки не позволяют натягивать стропу после фиксации. В последнее время появились нейлоновые самосбросы, это оптимальный выбор для этих целей.

Трастер

Трастер (надувашка, писька Джексона) — дополнительный аксессуар, исконно американское название которого «Thruster». Если вы видите каякера, у которого вот так гордо вздымается юбка, то не подумайте плохого (или хорошего?:) ) — скорее всего, он использует именно этот аксессуар. В России аналог фирменного трастера можно заказать в Саратове, у Юрия Данилина.

У слова «Thruster» множество значений, среди которых «движитель», «двигатель управления», «подруливающее устройство». Назначение трастера — не давать проминаться юбке под напором воды и увеличивать объем каяка в нужном месте при выполнении воздушных (эйр, «air») элементов, например таких, как луп, спейсгодзилла, что дает большую высоту вылета. Кроме того, достигается лучшее слияние, взаимодействие с лодкой — это как дополнительные упоры изнутри.

Трастер фирмы «Jackson Kayak» состоит из двух частей, продаваемых как в наборе, так и независимо (скорее всего, на случай выхода из строя одной из деталей, использовать их отдельно несколько нелогично). Основная часть трастера, наиболее функциональная (сама писька, чего уж там!) называется Happy Thruster, вторая часть — Happy Seat, все вместе — Happy Seat/ Happy Thruster Combo. Назначение нижней части — не давать ногам распрямляться, поддерживая их снизу; удержание верхней части и крепление всей конструкции в сборе к лодке.

«А теперь фото!» Вот этот «счастливый» (Happy) наборчик:

Вот так соединяются две части:

Вставляем «Happy Seat/ Happy Thruster Combo» в очко каяка, ленточки-липучки от «Happy Seat» пропускаем под подушкой-сидушкой — на фото одна ленточка уже под сидушкой, вторая сверху:

Обе ленточки под сидушкой:

Кончики свешиваются сзади:

Спереди два кольца и шнурок — шнурок можно пропустить под центральную часть крепления сиденья. Раньше это была просто трубка, шнурка хватало, но сейчас это эдакая пластмассовая рельса, шнурок коротковат:

Ни разу не привязывал трастер спереди — всегда хватало ленточек с липучкой, но совсем без креплений тоже нельзя — трастер выпадает из каяка. Надуваем всю конструкцию — и вот она, гордо вздымающаяся:

Многие используют в качестве трастера гимнастический мяч.

Возможные проблемы трастера — отклеивание трубочки для надувания. На фото видно место, где фирменный клей еще держит — оно более темное:

Просто приклеить трубочку обратно качественно не получится — она была приклеена при изготовлении баллона, изнутри.

Трастер изготовлен из полиуретановой ткани, как баллоны у известных байдарок «Щука», такая ткань клеится полиуретановыми клеями, например, «Уран». Аналогичный материал и клей для ремонта применяется в самонадувающихся ковриках — если есть под рукой ремнабор от коврика, то можно использовать его, или взять тонкую тезу (применяется для изготовления герм и шкур байдарок). Тщательно зачистить наждаком верх кольца надувного шланчика, обмазать клеем, сверху надеть кольцо из полиуретановой ткани или тезы и плотно прижать; потом, когда клей высохнет, приклеить всю конструкцию в сборе на баллон трастера.

Все, воздух не проходит:

Очень больное место в выемках для прикрепления лент-липучек к Happy Seat — при надувании со временем в этих местах образуются отверстия, которые здорово травят воздух: лучше бы производитель оставил просто ровное место, а ленты пришивал к линии спайки баллонов:

Баллон изначально просто сварен по краям: полиуретановая ткань с одной стороны гладкая, с другой — ощущается фактура материала. Нашел обрезок аналогичного материала в фирме «Тритон»:

Наложил на прохудившееся место, гладким слоем вниз, прогладил утюгом — ткань приварилась. Заодно сварилась и сама ткань баллона, полезного объема стало немного меньше, но получилось надежно:

Перешел от оригинальных трастеров, срок службы которых достаточно ограничен, на отечественные аналоги.

 

Теперь более о проблемах и поломках, возникающих в процессе эксплуатации каяков «Jackson Kayak», и их ремонте.

Разрывы кокпита (очка)

Разрывы, дыры в борту (под ободом очка) — самый главный и до сих пор неисправленный недостаток каяков «Jackson kayak».

Если в лодке в процессе катания стало набираться очень много воды, а юбка целая, то обязательно(!) проверьте целостность борта под ободом очка — возможны отверстия в месте усиления обода ребрами жесткости:

Их появление — гарантийный случай. К сожалению, это до сих пор неизлеченная болезнь всех моделей фристайл-каяков от Джексона: лично я последовательно сменил по гарантии модели 2007-2016, некоторые по два экземпляра. Похоже, производитель на эту тему не парится вообще, хотя она ему хорошо известна: раскрутился, приобрел известность и популярность, поставил на поток — все, о качестве можно не думать. Видимо, гарантийные возвраты делать выгоднее: не все убивают лодку за сезон — а через год и гарантия закончится, и новая модель выйдет… Заодно топовые райдеры будут всегда на новых каяках.

Брать эти лодки б/у, без гарантии, никому не советую: на них надо либо кататься много и часто (раз в сезон) менять по гарантии, либо кататься мало — тогда хватит надолго и одного экземпляра. Хотя в сложившейся ситуации удорожания доллара — приходится брать и не новые джексоны… Но первым делом смотрим под обод очка: если отверстия пошли, то сразу можно торговаться на меньшую сумму. И будьте готовы к тому, что каяк придется ремонтировать.

Появление этих отверстий обусловлено двумя причинами:
— в стремлении уменьшить массу лодки производитель стал использовать меньшее количество полиэтилена, делая «скорлупу» тонкой;
— место крепления спинки сидушки — кокпит; при разгибе тела вся нагрузка, идущая на спинку, передается через веревочки на обод очка, который на момент напряжения стремится вытянуться, а потом возвращается в исходное положение. Деформируясь раз за разом, очко расшатывается в местах сварки ребер жесткости.

Т.е. решений данной проблемы два:
— лить больше полиэтилена на очко, делая его монолитным, что влечет за собой изменение технологии отливки «скорлупы»;
— перенести место крепления спинки на «ушки» сидушки, в место соединения со «скорлупой», сняв нагрузку с кокпита, что достаточно просто сделать конструктивно на этапе ручной сборки каяка.

На месте лечится серебристым скотчем,

но решение временное — отверстия продолжают увеличиваться до полного отрыва обода очка или разрыва борта:

Трещина в очке JacksonKayak, которая пошла дальше, на разрыв борта

Если лодка на гарантии — поспешите сфотографировать и отправить фото и серийный номер вашей лодки непосредственно в «Jackson Kayak» или диллеру. Если нет — то на этой лодке лучше не кататься, а попытаться сначала заварить отверстия.

Производитель утверждает, что материал, из которого изготалвиваются каяки, линейный полиэтилен, не варится, но это не так. Лучший вариант ремонта кокпита, который я когда либо видел — заварка экструдером, устройством для литья полиэтилена. Расплавленный полиэтилен выдавливается на поврежденное место, за счет большой температуры также плавится и основа, все соединяется в единое целое. Очко своего первого каяка от «Jackon Kayak» я порвал совсем: отверстия по всем ребрам жесткости расползлись и соединились — как казалось, ремонтировать тут было уже нечего, но у друга был выход на экструдер — кокпит залили полиэтиленом изнутри, и, фактически, сформировали очко снаружи:

Вариант ремонта данной неисправности от Олега Колмовского, без заварки:

Олег уверяет, что выступающий болт не рвет юбку, хотя вода в этом месте просачивается. В домашних условиях тоже выбрал именно этот «холодный» вариант ремонта.

Так ремонтируют эту неисправность в фирме «Тритон» при помощи фена, стальной сеточки и кусочков полиэтилена:

Существует «миф о хрупкости желтых лодок», основанный на статье Стасяна на бурноводинге. До того, как Джексон в 2013 убрал желтый из стандартных цветов (теперь он только за отдельную плату), я сам катался исключительно на желтых лодках. С полной уверенностью могу сказать, что вышеописанный недостаток присущ ныне всем родейникам от «Jackson Kayak», независимо от модели и цвета, и это утверждение не голословно:

Еще одна возможная поломка — разрыв борта в месте прохождения отверстия для веревочки, не так часто встречается — сам знаю 2 случая:

В 2012 году производитель «доработал» место выхода веревочек из обода очка, создав углубление, но попутно ослабив саму конструкцию — появилось новое место возможного разрыва:

Еще один разрыв в месте выхода веревочек, это уже статистика по новой уязвимости:

Такой надрыв в месте крепления веревочки уже и неисправностью практически не считается, это часто первое, что происходит:

В модели 2014 года ввели еще одну дополнительную выемку и для второго выхода веревочки:

А в 2017 году, выпуская RockStar 4.0, JacksonKayak вообще перестали запариваться на выемки, что повлекло к новой проблеме — веревочка начала резать борт:

JacksonKayak RockStar 4.0 — разрыв борта, слабое место

Нетипичная трещина, которая пошла от отверстия крепления бедренных упоров:

Веревочки натяжения спинки

Штатные веревочки крепления спинки стираются при небрежном обращении за сезон нормального катания — либо рвутся, либо перестают фиксироваться в креплениях. Крепления-фиксаторы тоже изнашиваются, но их хватает на больший срок.

Чтобы веревочки меньше стирались, есть простые правила фиксации их в стопорах и вынимания наружу:
— при затяжке спинки веревочки тянутся к себе, а потом фиксируются от себя — многие сразу тянут от себя, напрасно стирая веревочки и фиксаторы;
— при ослаблении натяжения сначала потянуть веревочки от себя, ослабляя фиксацию в креплениях, а потом — к себе, чтобы окончательно вытащить наружу. Люди сразу дергают веревочки к себе, грубо вынимая их из фиксаторов.

Есть такой вариант: с самого начала можно использовать веревочку только с одной стороны, зафиксировав вторую в рабочем положении — когда первая придет в негодность, использовать вторую.

С некоторых пор вообще не меняю положение спинки сидушки, однократно выставив ее под себя и зафиксировав — сильного натяжения не нужно, сесть в лодку и покинуть ее можно и при рабочем положении спинки каяка.

Если веревочки все же стерлись, их можно заменить — их диаметр 5 мм, иногда подходит и 6. Длина каждой веревочки — 1м, их две — по одной с каждого борта, можно менять независимо.

Обычная капроновая пятерка стирается за пару тренировок, а штатные веревочки непростые — в состав входит кевлар. Ремнабор от Джексона (Backband Rope Kit) стоит 10 баксов — две веревки и два копеечных пластмассовых кружка.

Т.е. за метр штатной веревки берут целых 5 баксов при стоимости обычной капроновой веревки 10 руб./метр. Есть еще полный ремнабор (Surelock Backband Kit (Large)) — со спинкой и фиксаторами, по 50$:

Что делать? Аналоги существуют,они найдены (спасибо Ивану Гусару!). В Питере есть магазин с товарами для яхт, «Фордевинг Регата», адрес: Петровская коса, д.7. В этом магазине можно найти как фиксаторы (пластиковые штатные и усиленные алюминиевые) и вожделенные веревочки по цене 50 руб./метр. Товар довольно специфический, если не хочется заморачиваться, то можно в любом туристическом магазине купить капроновые веревки и, когда они уже не держатся, просто завязывать их узлом (вариант более для бассейна, на бурной воде небезопасно, хотя, в принципе, такой узел развязывается от рывка):

Еще один вариант — полный отказ от штатных веревочек и замена их на багажную стропу:

Также заменяются и фиксаторы — они более не нужны, используются фиксаторы от стропы:

Ручка на корме

Ручки на корме каяка просто мешают некоторым при откидывании тела, и они их снимают заранее; ручки предыдущих моделей даже таят в себе определенную опасность. Вот так выглядит старая ручка в оболочке из стропы:

Внутри ручки — стальной корд:

Через какое-то время эксплуатации ворсинки корда выбиваются наружу:

Так что если у вас неожиданно оказалось расцарапанной спина, и вы стали объектом многочисленных, но крайне однообразных шуток друзей, то проверьте ручку лодки на появление этих самых ворсинок.

Все каяки, пришедшие в Питер в 2012 году, уже имеют новые ручки с основой из нержавеющей стали и пластиковым покрытием:

Болты, резьба

Надо помнить, что в каяках «Jackson Kayak» всегда применяются метизы с дюймовыми размерами — так принято в Америке.

Т.е. если вы пытаетесь отвинтить внутренний болт, а он прокручивается в насадке на 10 мм и не берется 9-мм — используйте разводной ключ:

В процессе перевозки открутился винт, держащий ручку на корме, под крестовую отвертку — но аналог в России не найти: резьба дюймовая! Потерялся «барашек» крепления сидушки к рельсу — та же проблема. Не пытайтесь ввинчивать с усилием отечественные винты — вы сорвете резьбу.

 

Какие еще особенности эксплуатации каяков «Jackson kayak» вам известны? Делитесь!:)
Данный документ постоянно дорабатывается в связи с выходом новых каяков и изысканиями особенностей уже известных моделей.

 

Ссылки на статьи про каяки от «Jackson Kayak» на этом сайте:

Каяки «Jackson Kayak» для фристайла: хронология выпуска и параметры всех моделей
Четвертый Джексон: отличия Jackson Kayak «Rock Star»-2013 от аналогичной модели 2012 года
Jackson Kayak — «Rockstar-2014»: первые впечатления и испытания на гладкой воде
Jackson Kayak — «Rockstar-2014»: отличия модификации «Competition» от стандартной версии
«Холодный» ремонт разрыва кокпита (очка) Jackson Kayak — без заварки
Jackson Kayak RockStar 4.0: обзор в конце сезона
Jackson Kayak RockStar V: тестирование в Уганде, на плейспоте Супер Хол

Категории Снаряжение
wwwerginru:

Просмотреть комментарии (2)

  • И где же можно раздобыть фирменные запасные веревочки по 200 руб за штуку?
    Ибо купленная в магазине на Петровской косе верёвочка довольно быстро пришла в негодность.
    Точной копии, хотя бы по диаметру, я там не обнаружил, к сожалению...

    • То, что было куплено на Косе, успешно проработало у меня несколько месяцев. Оригинальными веревочками торгует Чубаров, kayaker.ru.