С началом сезона каякеры-новички, занимающиеся в бассейнах, впервые выйдут на открытую воду. За зиму тщательно отрепетирован эскимосский переворот и начальные навыки управления каяком, какое-то снаряжение осталось от былого увлечения байдарками, но первым серьезным приобретением для каякера, собирающегося продолжать совершенствовать свои навыки и умения на живой воде, будет драйтоп.
Драйтоп (от англ. «drytop» — дословно «сухой верх») — это специальная каякерская куртка, защищающая тело от воды. В ней можно часами кататься на плейспоте, сплавляться по холодным горным рекам, выходить на воду, как только сошел лед. Это фото с Тивдии, 15 мая, на и на открытии сезона в Лиексе, и на Мге в апреле без драйтопа делать нечего.
Для тепла под сухую куртку поддевают флиску, можно достаточно плотную; в жаркое время достаточно тонкого термобелья. Так чем же отличается драйтоп от других курток, дождевиков, плащей? Почему он не пропускает воду даже при перевороте каяка? И чем он лучше неопрена?
Латексные манжеты и воротник драйтопа
Рукава драйтопа оборудованы двуслойными манжетами из латекса и неопрена:
Вот так на руке выглядят резиновые манжеты:
Поверх резиновых манжет вторым слоем проходят манжеты из неопрена. Они должны полностью закрывать латекс для предохранения его от механических повреждений и ультрафиолета:
Кроме того, неопрен дополнительно препятствует доступу воды, обхватывая запястья поверх резиновых манжет. Существуют «сухие» куртки исключительно с неопреновыми манжетами, пригодные для байдарочных походов или походов на морских каяках, где лодки почти не переворачиваются. В случае бурной воды латекс должен быть!
В последнее время часто спорят, нужна ли дополнительная застежка-липучка поверх неопреновых манжет — я считаю, что необходима: когда латекс растягивается, «устает» и хуже охватывает запястье, то можно лучше затянуть внешние манжеты, компенсируя повреждения внутренних:
Так же устроен и ворот драйтопа — латекс и неопрен:
Резиновый воротник на шее:
Неопреновый воротник поверх резинового:
Застежки на воротнике из неопрена может и не быть, тут это не критично, он достаточно хорошо закрывает и предохраняет латекс, плотно, но без излишних усилий обхватывая шею. Дышать поначалу кажется трудно, особенно в новом, с иголочки, драйтопе, но к этому ощущению быстро привыкаешь. Для большей свободы дыхания рекомендуют отрезать верхнюю часть резинового воротника — я делал это всего раз в жизни, когда было совсем невмоготу. Имейте ввиду, что резина тянется — с течением времени воротник будет хуже прилегать к коже, а отрезанное назад не приклеишь, поэтому режьте только в крайнем случае, сначала попытайтесь потерпеть. Новички зачастую не рассчитывают допустимую нагрузку на горло: «Давит, не могу!» — а через пару дней резина растягивается и начинает пропускать воду. Баланс надо найти.
Латексные части драйтопа называют «обтюраторами» — впервые услышал это слово от Игоря Сумкина, создателя российского бренда сухого снаряжения «Вода». А вот так выглядят латексные части драйтопа без драйтопа:)
Латекс в драйтопе — это основное! И первое, что рвется и приходит в негодность… Поэтому снимать куртку с рук и шеи надо крайне бережно. Если же драйтоп долго не использовался, то латекс лучше покрыть силиконовой смазкой (продается в любом супермаркете) — она предохранит резину от высыхания, сохранит эластичность, облегчит надевание и снимание, будет препятствовать натиранию кожи на шее. В случае натирания кожи на шее и смазывания ее жирным кремом для ускорения заживания, смывайте этот крем перед надеванием драйтопа: жир вреден для латекса.
Небольшое лирическое отступление: в Платтлинге, первой весенней поездке сезона 2014, новичкам сильно натирали горло новые драйтопы. Вместо чистой технической силиконовой смазки они купили в супермаркете силиконовую смазку для презервативов «Billy Boy», с запахом. «Billy» плотно вошел в обиход:
Он стоял на столе наравне с посудой и прочими предметами быта и обихода, хотя поначалу наиболее впечатлительные просили убрать ЭТО со стола, а забегавшие на огонек гости задавали идиотские вопросы и получали не менее идиотские ответы:
— А смазка вам зачем?
— А тех, кто неусердно тренируется, мы наказываем!
— Но это же жестоко…
— Жестоко без смазки!
Как снимать и надевать драйтоп
Надевание драйтопа начинаем с рукавов — просовываем в нарукавные обтюраторы руки, при застревании аккуратно оттягиваем латекс в сторону, пропуская руку далее. Пока манжеты новые, оставляйте их на запястьях; когда поизносятся — поднимайте выше к локтю: расширение руки создаст более плотный контакт. Надев рукава, растягиваем шейный обтюратор и просовываем голову. Аккуратно распределяем латекс по шее. Никаких контактов латекса с острыми ногтями и заколками-сережками не должно быть! Застегиваем манжеты.
Снимать сухую куртку каякера нужно в обратном порядке, но сразу предостерегу от любимой ошибки — застегнутые манжеты: не забудьте их расстегнуть! После чего захватываем ворот на шее и растягиваем в стороны, снимаем куртку через голову. Потом по очереди(!) освобождаем руки. Не снимайте сразу два рукава — вы можете оказаться в своебразных наручниках, особенно если забыли расстегнуть манжеты:) Тянем руку из рукава — латексный манжет выворачивается, рука выходит. Часто манжет не отпускает руку — особенно если он новый, поэтому второй рукой растягиваем латекс, поэтапно снимая его с запястья. Затем освобождаем вторую руку.
Пояс драйтопа: крепление юбки
С рукавами и воротником разобрались, переходим к поясу драйтопа. Именно здесь куртка соединяется с юбкой:
Для соединения с юбкой существуют два слоя драйтопа: подол из тонкой материи со стяжкой и сам пояс из более толстой ткани с широкой застежкой-липучкой.
После надевания куртки подол максимально опускают вниз и стягивают, а пояс закатывают вверх, к подмышкам, после чего поверх подола натягивается юбка. На юбку сверху опускается пояс и фиксируется при помощи липучек:
Все! Можно садиться в каяк:)
Основная материя драйтопа — мембранная ткань
Драйтоп шьется из мембранной ткани (2-4 слойной), которая позволяет телу дышать, пропуская влагу наружу. Про виды мембран можно написать отдельную статью. Самое главное, что вам надо знать: не сушите эту ткань на солнце никакой стороной — ни внутренней, ни внешней! Но сушить драйтоп надо, иначе он заплесневеет.
Новый драйтоп почти не намокает — вода собирается на материи шариками. Со временем мембранная ткань изнашивается и начинает пропускать воду. Cуществуют пропитки для мембран, например «NickWax», как распыляемые, так и применяемые в процессе стирки. Вторые предпочтительнее. Пропитки работают — проверено.
Все швы на ткани проклеиваются специальными термолентами — внешне они похожи на внутреннюю поверхность ткани драйтопа:
Дополнительные приятные опции драйтопов
Карманы с водонепроницаемой молнией:
Карманы — это важно! Прищепка на нос, беруши — это просто необходимо где-то хранить и иметь под рукой.
Накладки на локти из кевлара:
Как выбрать драйтоп для себя?
Выбор драйтопа очень индивидуален. Первое — цена. Экономить не стоит: драйтоп прослужит долго — мой используется пятый год. И, хотя мембрана уже не так хорошо держит воду, а латекс подрастянулся — до сих пор отрабатывает деньги, в него вложенные.
Фирмы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание: iR, Kokakat, Sandiline, Palm. Из среднего ценового диапазона — NRS, Hiko. Отечественный вариант — Снаряжение «Вода», «VodaGear».
Выбор размера драйтопа — движения тела должны быть свободны, при сведении рук перед грудью ткань на спине не должна натягиваться, как кожа на барабане: надо помнить, что под драйтопом будет еще белье. Лучше ошибиться в большую сторону — может быть, куртка будет не так красиво сидеть, но выполнять свои функции сможет не стесняя движений.
Резиновые манжеты и воротник должны плотно облегать тело, без слабины, но и без удушья — если вас что-то смущает, то попробуйте другую куртку.
Повращайте головой — ничего не должно царапать шею, ведь вращение головой одно из очень частых движений во фристайле на бурной воде: люди, катающиеся несколько дней подряд, узнают своих по «следу висельника» — красной полосе на шее, а если кожа будет натираться с самого начала, то это чревато более серьезными раздражениями, которые будут усугубляться от постоянного контакта с водой.
Карманы полезны!
Цвет — поярче. Мало ли что случится на сплаве (тьфу-тьфу-тьфу!) — яркие цвета всегда лучше заметны. Да и жизнь они делают позитивнее:)
Как продлить срок службы драйтопа
Залог успеха — изначально бережное отношение. Нельзя сушить драйтоп на солнце! — ультрафиолет вреден как для мембранной ткани, так и для латекса. Не стоит долго хранить сухую куртку мокрой — заплесневеет. Существуют специальные шампуни для стирки, но, как минимум, ее стоит иногда полоскать. Не пользуйтесь жирными кремами в месте контакта с латексом. При длительном хранении просто повесьте драйтоп на вешалку. Лучше смазать латекс силиконовой смазкой — чтобы не слипался и не рассыхался.
Ремонт
Если разорвался латекс на рукавах или горле драйтопа, то его можно заменить. В Питере по замене латекса, неопрена, проклейке швов можно обратиться к Алексею Белокурову.
Самостоятельная замена латекса на драйтопе делается так (но сам не рискну так заморочиться:) ):
В случае прорехи на ткани ставятся заплатки или накладывается шов, но с последующей проклейкой лентами.
Универсальность сухой куртки
В дополнение к сухой куртке, существуют сухие штаны. Но почему-то «dry pants» не прижилось в лексиконе каякеров так, как драйтоп. В холодное время целесообразно использовать сухую куртку с сухими штанами, в теплый сезон — можно просто надевать шорты, садясь в каяк — верх контактирует с водой напрямую, а низ — только с той, что просачивается сквозь юбку и куртку. Поначалу можно обойтись и без дорогих сухих штанов — купить дешевые неопреновые. Почему я считаю первым серьезным приобретением именно драйтоп? Весло, шлем, каяк можно арендовать, а вот выдавать куртки в аренду — нерентабельно: достаточно часто люди, незнакомые с латексом, повреждают обтюраторы — особенно это любят делать девушки при помощи длинных ногтей и украшений. При небрежном обращении мембрана быстро приходит в негодность — а кто будет следить за арендованным имуществом? Куртка — это личная одежда, которую можно дать поносить другу или близкому, но не кому-то чужому. Поэтому лучше иметь свой личный драйтоп с самого начала.
Что лучше — драйтоп, драйдек, драйсьют?
Драйдек — это драйтоп, совмещенный, сшитый с юбкой воедино. Его преимущество — свобода в поясе за счет упрощенной конструкции и ускоренное надевание: сразу два элемента одежды за один раз:) Драйдек меньше пропускает воду в саму лодку, чем драйтоп с юбкой, ведь место соединения сшито-проклеено. Минусы — вода, уже просочившаяся в лодку, сильнее затекает под куртку снизу — получается воронка. В случае, если вы пересели из каяка с меньшим кокпитом в каяк с большим кокпитом, нужен новый драйдек в сборе: оперативная замены юбки невозможна — это также относится и к случаю повреждения юбки. Удобно иметь драйдек с коротким рукавом — он актуален в теплое время, когда не так важно, что мокро под курткой, как меньшее количество воды в лодке и свобода.
Драйсьют, сухой костюм для каякинга — это драйтоп с пришитыми сухими штанами. Изначально полная автономия от окружающей среды: сухой костюм обеспечивает круговую защиту каякера от воды как сверху, так и снизу, и на поясе, что немаловажно при экстренном покидании лодки (отстреле). Драйсьют актуален в холодное время — он лучше всего защищает тело от контакта с водой. Летом же в нем просто будет жарко.
Драйтоп универсален: в холодное время носим со штанами, в жару — с шортами. Короткий рукав нужен летом и при поездках в Уганду, но и в жару, при непосредственном контакте с водой, длинный рукав вполне сойдет. Поэтому начинать обзаводиться снаряжением лучше с необходимого-универсального драйтопа, а потом уже закупать все остальное.
Драйтоп — сухая куртка каякера: 2 комментария
Спасибо за статью и отдельно за фото. Хоть понятно стало, что за зверь.
Пожалуйста. Набайдаришься — приходи каячить:)