Встроенные микрофоны экшн-камеры GoPro Hero 3 Black Edition и бытовой видеокамеры Panasonic HC-V700
Простейший стереомикрофон Panasonic
Петличный конденсаторный микрофон Audio-Technica ATR3350
Два микрофона Audio-Technica ATR3350 через самодельный стереомультиплексор
Электретный микрофон Philips SBC ME570
Встроенные конденсаторные микрофоны аудиорекордера Zoom H1
Выводы
Когда смотришь видеозапись даже невысокого разрешения, со старой камеры, но с хорошим звуком, то субъективно она кажется гораздо качественнее: аудиоряд формирует как минимум четверть впечатления от просмотра видео.
Микрофонный вход в видеокамерах — вещь не новая, но некоторое время назад он присутствовал исключительно в старших моделях бытовых видеокамер (в профессиональных — по умолчанию); cейчас эта опция встречается все чаще в камерах начального уровня — судя по Яндекс-маркету, стоимость бытовой видеокамеры с микрофонным входом начинается от 14 тыс. рублей; при сортировке камер с входом для микрофона по стоимости, первые места занимают экшн-камеры.
Насколько нужен микрофонный вход для экшн-камеры? В боевых условиях камера чаще всего в герметичном боксе: микрофон не подключишь, да и какой микрофон такое выдержит? — вот только если в салоне гоночного автомобиля или в самолете снимать, там герметичный бокс не нужен. Какого рода звуки будут записываться на внешний микрофон? Вряд ли музыка — скорее всего, голос. Возможно звуки природы — из-за большого угла обзора, экшн-камерой иногда очень удобно снимать пейзажи: она передает масштабы зачастую лучше, чем обычная камера.
Насколько качественно реализован микрофонный вход в экшн-камере, и какие микрофоны подходят для нее? Сравнивал не только микрофоны, но и то, насколько отличается звук, записанный на экшн- и обычную бытовую видеокамеру — просто оперативно перетыкал разъемы, не меняя дистанции, с которой велась запись (примерно 30-40 сантиметров, спокойный голос). Примеры лучше слушать в наушниках.
Все видеокамеры на фото имеют микрофонный вход; слева направо: бытовая видеокамера Panasonic HC-V700, экшн-камер GoPro Hero 2 и Hero 3 Black Edition:
Коротко о камерах: Panasonic HC-V700 — единственная модель Panasonic 2012 года, находящаяся между бытовыми камерами нижнего ценового диапазона и верхнего — твердый середнячок, без наворотов, но с самым необходимым: например, от младших моделей она унаследовала зарядку по USB, от старших — микрофонный вход, встроенную подсветку изображения; матрица же у нее среднего размера (страница на офсайте, обзор на ixbt.com).
Две остальные — эталонные представители семейства экшн-камер 2011 и 2012 годов; для тестирования возьмем самую последнюю, топовую на сегодня — GoPro Hero 3 Black Edition.
Для начала послушаем, как записывается звук на встроенные микрофоны камер.
Встроенные микрофоны экшн-камеры GoPro Hero 3 Black Edition и бытовой видеокамеры Panasonic HC-V700
Hero 3 Black Edition — тест встроенного микрофона
Panasonic HC-V700 — тест встроенного микрофона
Простейший стереомикрофон Panasonic
Первый рассматриваемый внешний микрофон остался у меня от кассетного плейера Panasonic RQ-SX97FG с возможностью записи:
Плейер ныне неактуален, а микрофон активно используется по сей день — он стереофонический, компактный и простой, как проводная мышь — не требует батареек; в меру чувствительный, обеспечивает лучшее качество, чем встроенные микрофоны видеокамер; имеет на корпусе клипсу для крепления на одежду — а куда еще крепить столь небольшой гаджет? Из недостатков: стереобаза, конечно, не очень — разнос встроенных капсюлей небольшой; длина провода всего 1 метр — т.е. можно нацепить себе на воротник, например, и идти снимать, но если брать интервью у другого человека и крепить микрофон на одежду ему, то стоять с камерой придется вплотную, очень близко.
Hero 3 Black Edition — тест простого внешнего стереомикрофона Panasonic
Panasonic HC-V700 — тест простого внешнего стереомикрофона Panasonic
Цена аналогичного микрофона (Panasonic RP-VC201, PANASONIC RP-VC201E-S) в России сегодня около 500 рублей.
Петличный конденсаторный микрофон Audio-Technica ATR3350
Для интервью существует специальный класс микрофонов — петличные микрофоны, или в просторечии «петлички»; их задача записывать не все подряд, а непосредственно голос (диктора, интервьюируемого); они также крепятся на одежду — в районе воротника, как можно ближе к источнику звука (ко рту), чтобы отсеять посторонние шумы. Петлички удобны тем, что человеку не надо говорить в подставленный микрофон — можно расслабиться, не думать о записи и вести себя естественно. Петличные микрофоны бывают беспроводными (шнур идет на передатчик, который крепится, например, на поясе) и проводными — нужен достаточно длинный провод.
Петличный микрофон Audio-Technica ATR3350 «идеально подходит для видеосъёмки» — проводной, длина провода 6 метров:
Сам микрофон, клипса крепления, ветрозащита:
Петличка в сборе, готова к использованию:
Audio-Technica ATR3350 микрофон конденсаторный — ему необходим для работы источник питания; вместо передатчика в данном случае на пояс интервьюируемого крепится вот такой небольшой цилиндр с батарейкой-таблеткой, выключателем и предусилителем:
Hero 3 Black Edition — тест петличного микрофона Audio-Technica ATR3350
Panasonic HC-V700 — тест петличного микрофона Audio-Technica ATR3350
Цена Audio-Technica ATR3350 в России около полутора тысяч, на amazon.com — 20$, там и сам покупал. А вот на петлички с передатчиками цена начинается от 6 тыс. рублей.
Два микрофона Audio-Technica ATR3350 через самодельный стереомультиплексор
Интервьюируемый свободой и микрофоном обеспечен, а как же быть с самим интервьюером? Ведь он на отдалении, его голос на ту же петличку запишется тихо. Существует такое устройство, как аудиосплиттер («split» (англ.) — разделять, расщеплять) — для совместного прослушивания музыки в наушниках вдвоем с одного источника звука, например, плейера, т.е. принятый звук «расщепляется» на два потока; на фото — сплиттер с раздельной регулировкой громкости для каждого слушателя:
А вот более простой вариант сплиттера — безо всяких регулировок: два входа, один выход:
Попробуем использовать его в обратную сторону — не разделить, а объединить два микрофона и подать сигнал с них на микрофонный вход видеокамеры.
Для понимания принципа работы сплиттера необходимо разобраться с контактами аудиоразъема jack 3.5, которым микрофон подключается ко входу наших камер; кроме того, это стандартный разъем наушников. Есть два канала (два динамика наушников) — левый (L) и правый (R), звук на них поступает разный — в наушниках мы отчетливо слышим, левее или правее играет тот или иной инструмент.
Основание разъема — земля (GND), общий контакт для обоих каналов; соединяя землю и центральную контактную площадку, получаем звук правого канала, соединяя землю с контактом на конце разъема — левый: такова распайка и стереомикрофонного входа, и наушников. У петличного микрофона Audio-Technica ATR3350 контактные площадки на конце и в центре соединены накоротко — при присоединении к камере он подает на оба канала одно и тоже, получается монофоническая запись, но на два канала:
Логика работы сплиттера проста — все контакты двух разъемов соединяются попарно:
Для стереоисточника это подходит, но у нас микрофоны моно, с закороченными контактами — т.е. результирующий звук тоже будет моно. Попробуем добиться того, чтобы сигнал с каждого микрофона приходил на отдельный канал.
Внутренняя контактная часть сплиттера:
А теперь немного переделаем ее:
Логика работы изменилась — теперь два моносигнала преобразуются в один стерео: был сплиттер, стал мультиплексор:)
Имея раздельную запись голосов двух участников интервью, можно разместить их в любом месте по стереопанораме: например, поставить голос того, у кого берут интервью, в центре, а голос интервьюера в стороне. Применений этой системе записи — множество: дуэт двух вокалистов, голос и гитара — всюду, где источников звука два и более; это первый шаг к многоканальной записи.
Hero 3 Black Edition — тест Audio-Technica ATR3350 с самодельным стереомультиплексором
Panasonic HC-V700 тест Audio-Technica ATR3350 cо стереомультиплексором
Электретный микрофон Philips SBC ME570
Следующий микрофон Philips SBC ME570 традиционной формы в прочном металлическом корпусе — классическое интервью и не только:
Этот микрофон непосредственно ориентирован на использование с видеокамерами — в набор идет специальная разборная подставка: если отвинтить ножку крепления от основания, то на ней можно установить микрофон на башмак камеры; а можно просто поставить микрофон на подставку в сборе, поближе к источнику звука — Philips SBC ME570 снабжен трехметровым шнуром:
Микрофон конденсаторный — также, как и рассмотренный выше Audio-Technica ATR3350, нуждается в элементе питания для работы, только здесь используется не маленькая батарейка-таблетка, а «пальчик» — элемент АА:
Philips SBC ME570 — стерео микрофон, но микрофонные капсюли в нем расположены очень странно: один фронтально, как в мономикрофонах, а второй — перпендикулярно ему:
Hero 3 Black Edition — тест Philips SBC ME570
Panasonic HC-V700 тест Philips SBC ME570
Встроенные конденсаторные микрофоны аудиорекордера Zoom H1
Вот еще интересный вариант расположения стерео-микрофонов — один под другим, под углом в 90 градусов:
Это — аудиорекордер Zoom H1, цифровой диктофон с возможностью записи достаточно высокого качества — можно вообще не пользоваться микрофонным входом видеокамеры, а записать звук прямо на само устройство, совмещая впоследствии в видеоредакторе аудио- и видеоряд, используя звук встроенного микрофона для синхронизации:
Это удобно, например, при записи концерта (лекции, семинара) — подошел вначале к сцене, поставил рекордер возле исполнителя, сам сел в зале, отснял, потом поменял аудиодорожку видео на запись со сцены — и все: шумы зала (гул голосов, отражения звуков от стен) ушли, осталось только самое необходимое — голос исполнителя (звук музыкального инструмента и проч.)
Возможно использование Zoom H1 в качестве внешнего стереомикрофона для видеокамеры:
Линейный вход — можно подключить сюда, например, рассмотренные выше петлички:
Линейный выход — именно при помощи него происходит подключение к микрофонному входу камеры; слот карточки MicroSD для автономной записи:
Питается Zoom H1 как и Philips SBC ME570 — от одной пальчиковой батарейки АА. Снизу, кроме отсека для элемента питания, есть отверстие под штативный винт, включение автоматического уровня записи, переключатель с несжатого формата wav на сжатый mp3:
Zoom H1 — крайне интересное и многофункциональное устройство, достойное отдельного обзора.
Hero 3 Black Edition — тест встроенных конденсаторных микрофонов аудиорекордера Zoom H1
Panasonic HC-V700 — тест встроенных конденсаторных микрофонов аудиорекордера Zoom H1
Средняя стоимость Zoom H1 в России около 5 тыс. руб, в Америке можно купить целый набор Zoom H1 с аксессуарами (ветрозащитой, футляром, штативчиком и проч.) за 90$ — за возможности, им предоставляемые, это копейки.
Выводы
Чувствительность микрофонного входа экшн-камеры GoPro Hero 3 Black Edition по сравнению c аналогичным входом бытовой видеокамеры Panasonic HC-V700 достаточно низка; проблемы, возникающие при подключении различных микрофонов к экшн-камере, аналогичны проблемам при подключении к микрофонному входу дешевой аудиокарты компьютера. Достойный результат показали, несомненно, встроенные микрофоны аудиорекордера Zoom H1, имеющего в своем составе дополнительный усилитель; запись на петличные микрофоны Audio-Technica ATR3350 и стереомикрофон Panasonic — посредственного качества, но вытянуть звук (поднять громкость, убрать шумы) можно в аудиоредакторе; Philips SBC ME570 c экшн-камерой Hero 3 лучше не применять. Можно использовать внешние микрофоны через отдельные усилители или усилитель того же Zoom H1.
И еще немного.
К сожалению, экшн-камеры GoPro не имеют индикации подключения внешнего микрофона и уровня записи звука — села батарейка в микрофоне, забыл включить — все. В Panasonic HC-V700 при успешном подключении сразу отображается уровень записи (снизу):
У нового подключаемого экрана GoPro LCD Touch BacPac™ есть вход для наушников, но уровень громкости крайне мал — для контроля записи не подойдет, хотя при подключенном микрофоне в наушниках что-то слышно:
Небольшое интервью, без обработки звука — как есть, некогда записанное на GoPro Hero 2 с внешним стереомикрофоном Panasonic (висит на воротнике) под тентом, с дующим снаружи ветром и шумом порога невдалеке — голос четко слышен (встречается нецензурная лексика, осторожно:) ):
Обучающее видео по Phoenix Monkey — почти все записано на Panasonic HC-V700 c Philips SBC ME570: камера просто использовалась как цифровой диктофон: