Мысли вслух обо всем, связанным с детским каякингом. О детях. О родителях. О страхе и мотивации. Просто все, что приходило в голову, когда стал заниматься с детьми. И что еще придет — дополню.
Давно хотел заниматься каякингом с детьми — был вожатым в лагере, не первый год занимаюсь обучением каякингу взрослых, периодически занимался с маленькими каякерами, но постоянной детской группы не было. И вот — свершилось!
Большинство этих ребят — дети каякеров:
Папы и мамы, занимаясь любимым делом, желают приобщить к нему и детей. В случае успеха это прекрасно: ребенок растет, делает то, что уже нереально в возрасте родителей — они видят в этом свое продолжение, ведь в том, чего достигает ребенок, немалая заслуга родителей.
Формат детских тренировок по каякингу
Когда начинались детские тренировки по каякингу, был придуман формат занятий с родителями. Зачем?
1. Не нужно никаких специальных разрешений по работе с детьми для инструктора.
2. Родители банально помогают — не все дети, получив задание, начинают заниматься самостоятельно: личное внимание и контроль за правильным выполнением упражнений очень полезен. И меньше страхов на воде, если кто-то рядом, а тем более — близкий.
3. Как правило, родители связаны с каякингом или водным туризмом, а значит заинтересованы в том, чтобы их ребенок разделил это увлечение. Общее увлечение, общие темы для разговоров, взаимопонимание — дополнительные стимулы удержать на занятиях как родителей, так и детей. Семейственность.
4. В том случае, если родители не каякеры, их можно заинтересовать и пригласить тренироваться в клуб, во взрослую секцию.
5. Тренировки не финансируются извне, все также происходит за счет родителей — оплатить тренировки, привезти ребенка, дождаться окончания двухчасового занятия — а что сидеть без дела, если можно принять непосредственное участие? С взаимной пользой. На открытую воду в поездки вывезут детей также именно родители, покупка или аренда снаряжения ляжет на их плечи, заинтересованность родителей очень важна. Да и познакомиться всем между собой: дети, родители, инструктор — у всех общее дело: каякинг.
Со временем я понял, что есть еще одно следствие этого формата: родители активно включаются в любую деятельность помимо тренировок, например, в проведение детского праздника:
Совместные тренировки — не дом и быт, а общее занятие — увлекательное, волнующее; временами страшновато, трудно — но общее преодоление препятствий сближает. В общем, гармония и счастливая семья, охваченная общим увлечением. Увлекаясь самому, проще увлечь кого-то.
«О, он так здорово это делает — ну, понятно, с самого детства занимался… Для нас это уже поздно.» Часто люди думают: вот, как классно заниматься чем-то, а я поздно начал — это может относиться к чему угодно: и к музыке, гимнастике, танцам. И к каякингу. Многое из того, что эти люди не реализовали в себе сами, они пытаются реализовать в своих детях. Даже если не понимают, интересно ли это. «Я всегда хотел танцевать, не сложилось, но ты будешь!»
И возникает обратная ситуация: ребенка пичкают тем, что ему неожиданно не близко. Или просто то, что может стать увлечением на всю жизнь, подается не в той форме — и недовольны все: и родители, дети которых не принимают приносимое им на тарелочке, и сами дети, непонимающие, зачем это нужно. Масса примеров, когда давление на детей вызывает отторжение от занятий. Хотя есть примеры и обратные: знакомого мама два года загоняла в музыкальную школу — на третий он осознал, что это здорово, спустя несколько лет самостоятельно купил себе гитару, электропианино, пошел петь в хор. Но это, скорее, исключение. Лучший вариант, на мой взгляд, предложить ребенку тысячу разных увлечений — и пусть выбирает себе по душе.
Если же необходимо, чтобы ребенок заниматься чем-то конкретным, то давить на него не стоит — эффективнее заинтересовать, мотивировать — сначала сделать так, чтобы новое занятие захватило, стало по-настоящему увлечением, чтобы ушел страх, а потом уже давать нюансы, которые, зачастую, скучны. Или давать большую нагрузку на тренировках — приходится работать, а для ребенка это тоже не всегда интересно. Давление — крайняя форма. Но если занятие не захватит, то бесполезно все — нельзя давить бесконечно: вырастет и бросит, но обиду за насилие затаит.
Кроме естественных возможностей за счет молодости, существует эффект чистого листа. Дети быстрее запоминают новые движения — у них нет груза наработанных рефлексов: быстрее прививаются новые. Правило о том, что на переучивание уходит в три раза больше времени, чем на то, чтобы научить с нуля, здесь работает в полную силу — написать на чистом листе проще, чем стереть написанное и заново переписать. Мой тренер по гребному слалому всегда пренебрежительно отзывался о туристах, которые как-то научились грести сами, и с бОльшим удовольствием брал людей с нуля. Даже на уровне старта дети идут быстрее взрослых.
Упражнения на суше, в привычной среде — наработав эти движения, гораздо проще повторить их потом в воде:
С какого возраста можно заниматься каякингом? Этот вопрос встал, когда я только начал составлять анонс набора в детскую секцию. Фристайл на бурной воде, ранее часто встречалось «акробатический фристайл». В акробатику берут от 6 до 10 лет, оптимально 7-8. Основные ограничения по возрасту, оказывается, в силовых видах спорта — тяжелая атлетика, например — возможно замедление роста при больших нагрузках. Возрастные рамки гимнастики — чуть ли не с детского сада. Поначалу нагрузки в каякинге небольшие — научиться эскимосскому перевороту, грести не на время и темп, а на правильность техники.
Мне особо выбирать не приходилось — кто пришел, с теми и стал заниматься. Неперспективных нет. Неожиданно маленьких каякеров в возрасте 6 лет получилось в группе целых три человека — уже можно наблюдать и делать выводы.
Конечно, все индивидуально, даже у одногодок — скорейший прогресс наблюдается не в 6, а в более осмысленном возрасте, когда накапливается запас знаний. Например, слово «перпендикуляр» шестилетним не очень понятно:) Но если начать раньше, то потом можно будет уже заниматься более сложными и интересными вещами, нежели чем эскимосский переворот.
Раньше начал — больше успеешь, но почему-то многие упускают то, что отношение к делу ребенка другое, нежели чем у взрослого. Если не получается у взрослого, то он упрется и будет добиваться, ребенок же может просто капризничать — надо все и сразу, как же так?!
Игра. Постоянная игра чрезвычайно важна. Важность кажущейся несерьезности занятия. Но для детей игра — серьезно. Фраза: «Давай поиграем!» сразу вызывает интерес: «А во что?» «В страшную бочку. Бочка роняет каякеров, но она же их ставит — я буду тебя ронять, но тут же помогать встать, а ты — продолжать движение.» Правила объявлены, игра началась:) Постоянно придумывать новые игры и правила на одних детях, видеть их реакцию и результаты, уяснять особенности поведения, повторять удачные игры на других.
Игры надо менять. Нельзя давать одну игру больше, чем на 5-10 минут — она наскучивает. Мало усидчивых детей. Чуть больше — послушных. Но любой здоровый ребенок по природе активен — ему надо все время куда-то бежать и что-то делать:)
«…Должен он бежать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется — трах-бабах!
И нет его!»
Мотивация. Быть лучшим. Все взрослые восхищаются: «Надо же, такой маленький, а уже на лодке в бурной воде — и не боится!» На самом деле боится. Еще как боится. Это все мифы о том, что страх у детей меньше, что они не понимают и не боятся. Самое страшное — то, чего не понимаешь.
Дети лучше подначиваются. На слабо, на что угодно:)
«- Надо сделать траверс, т.е. пересечь поток и выйти на спокойную воду с другой стороны.» Ребенок заходит, но выходит тут же обратно, не перейдя течение. «- Ну, что ж — вставать умеешь, играем так: если не пересекаешь струю, я тебя роняю тут же, на сбойке — и ты встаешь.» Встать ребенку — не проблема, но то, что тебя уронят — это какой-то такой дополнительный стимул, как касание рукой в пятнашках — не больно, но ты проиграл и должен водить. Проигрывать не любит никто — ребенку проще перейти течение, сделать траверс, чем быть обидно уроненным с этой стороны:)
К сожалению, каякинг с детства у нас не развит. Не знаю, как занимаются дети-слаломисты профессионально — вот тот детский гребной слалом, который я наблюдал сам:
Лодка — не по размеру. Спасик — тоже, поэтому он натирает нос:)
Если ребенок занимается среди взрослых, то он исключение — все умиляются его смелости и тому, что он может в столь малом возрасте. Зачем напрягаться? У взрослых есть правило тренироваться только с лучшими — тогда будешь стремиться к их уровню, расти, ведь незачем расти, если ты уже лучший. Но стать лучшим среди взрослых — трудно, да и это же разные категории, равенства нет — взрослый по умолчанию должен делать лучше, чем ребенок, это естественно.
Если ребенок пришел заниматься с родителем, уже имеющим опыт в каякинге, то превзойти хоть в чем-то взрослого — это великое достижение: сделать лучше того, кто с самого детства делал лучше тебя — шутка ли? И вступает обратное: «Ну, да» — говорит, например, папа. «Ты можешь, а мне уже поздно…»
Собрать детей в одну группу — это очень полезно, как для взаимной мотивации, так и для более прогрессивного роста.
Когда занятия происходят среди сверстников, начинается постоянное соревнование. И если у взрослых оно не столь явно выражено, то каждый ребенок искоса поглядывает, как успехи у других ребят. И тут же стремится улучшить свои. Успех одного автоматически влияет на успехи многих других:) Цепная реакция. Постоянный выбор соперника под свой уровень — начали заниматься одновременно, или возраст один в один — чего добились? У конкурента получилось — ага, надо сделать также, чтобы не быть хуже, а еще научиться чему-то такому, чего другие не умеют.
«Как здорово, что собрали группу — мой сын панически боится воды, но когда все идут на воду, то и он идет.»
Чтобы дети лучше отливали лодки, бесполезно об этом говорить: вытащили, кинули. Достаточно отнести лодки в зал и устроить тренировку в лодках на полу — когда у каждого будут мокрые штаны, по-доброму позлорадствовать:) Родители, забиравшие с собой лодки после такой тренировки, были приятно удивлены их сухостью.
Разница в возрасте детей существенней, чем у взрослых: старше на год — уже на вечность, у взрослых и десятки лет не мешают быть равными.
У детей все более явно: что такое хорошо, что такое плохо; что белое, что черное — практическое отсутствие полутонов.
Занятие с детьми — это очень позитивно. Есть такой психологический прием: если вам плохо, то заставьте себя улыбаться — и через какое-то время вам полегчает. Дети заставляют улыбаться:) В чем-то своей «няшностью», непосредственностью. Нельзя играть с ребенком без улыбки — она самопроизвольна:
Множество забавных фото, историй — начал все записывать:)
Детки с младых ногтей сидят вконтакте. Бывает удобно, а бывает так:
Я: Привет! А накидай мне новой музыки для разминки. Бодрой, можно не инструментальной. Вот того, что вы сейчас слушаете.
Ребенок: Постараюсь.
Приходят несколько треков, один из старого фильма с Пьером Ришаром.
Я: И это вы сейчас слушаете?:)
Ребенок: Бабушка посоветовала
Я: Бабушка! Бабушка, Карл!:) И это я попросил новое и молодежное:)))
«Мама, я перестала бояться и научилась вставать — надо это отметить! А давай купим мне тортик?»:)
А это фото получилось случайно — просто в процессе упражнения я показывал, куда надо тянуться-разгибаться:)
Прощаясь, шестилетний мальчик укусил меня за руку. Не знаю, в семье его этому не учили — маму я спрашивал. Лучшее предположение, которое я слышал на эту тему «От избытка чувств»:) «Мужчины так не прощаются, они руку жмут» — поделился я с ним мудростью:) Попрощались как мужчины. Он забыл куртку, вернулся и еще раз укусил меня за руку, прощаясь повторно. Каждый раз улыбаюсь, вспоминая:)))
Детская группа гребного клуба «Каякер» в декабре 2016:
Мнения очевидцев и участников:
Лучший из видеороликов о тренировках:
И еще несколько ссылок:
Детская секция по каякингу вновь возродилась в 2021 году: