Правила подсчета очков во фристайле на бурной воде, бонусы, судейские интерпретации правил

Правила фристайла на бурной воде и их интерпретация судьями

Судьи на соревнованиях по фристайл-каякингу всегда стремятся поставить атлету максимальную оценку за выступление. Правила — библия, а судьи — толкователи ее. Правила дают основу, на базе которой судьи делают свои выводы. Существует целый список «неявных причуд» («implicit quirks»), которые являются плодом интерпретации правил судьями. На этой странице я как раз пытаюсь собрать воедино и правила, и их толкования — в этом ее ценность.

Особенности присвоения очков за попытку

На попытку каждому участнику соревнований дается 45 секунд. В течение этого времени надо набрать наибольшее количество очков.

Очки даются как за именованные элементы из таблицы элементов фристайл-каякинга, так и за не имеющие названия (Trophy), но имеющие свои уровни сложности выполнения (Trophy 1, Trophy 2, Trophy 3 — соответствие выполненного элемента с его уровнем сложности определяют судьи). Trophy элементы — мотивация для изобретения новых трюков. Также до сих пор не определены в правилах заходные элементы (Entry moves), но они тоже имеют три уровня сложности (Entry 1, Entry 2, Entry 3) и оцениваются отдельно(!) от именованных и трофи.

Присвоенные очки суммируются, каждый элемент кроме базовой стоимости может получить дополнительные бонусы. Введение бонусов поощряет участников делать элементы чище, выше, без пауз между ними, что автоматически повышает зрелищность соревнований. Для некоторых элементов определенные бонусы невозможны по определению: например, оговорено касание воды веслом — невозможны бонусы Clean или Super Clean; указано, что лодка должна находиться в воздухе в какой-либо момент времени — невозможен дополнительный бонус Air.

Т.е. количество очков за попытку = заходной элемент (+бонусы) + именованные элементы (+бонусы) + трофи (+бонусы).

Каждый элемент из таблицы оценивается только один раз за попытку.

Пример: Spin Right (10 очков) + Spin Right (10 очков) = 10 очков

Но есть исключения: Phonics Monkey является частным случаем McNasty, поэтому в случае двух исполнений Phonics Monkey на одну сторону один из них ставится как Phonics Monkey, а второй — как McNasty. Это тоже является одной из неявных причуд судей.
И еще — как следствие: существует трофи элемент Wave Monkey — пересекающаяся комбинация из Blunt и Phonics Monkey, который можно оценить как связку Blunt в McNasty, но если в одном заезде было сделано два чистых Wave Monkey, то один из них поставят как трофи, второй — как связку.
Air Screw является частным случаем Donkey Flip, полностью попадая под его определение, поэтому два Air Screw на одну сторону в попытке должны ставиться как Air Screw и Donkey Flip. Хотя судьи не приветствуют исполнение одинаковых элементов в заезде, даже попадающих под определения правил.

Заходной элемент — по умолчанию уникальный. Если делается луп с захода, а потом еще один луп в процессе попытки, то это — разные лупы, очки за них суммируются.

В случае выполнения одного и того же элемента налево и направо, эти два варианта исполнения считаются разными элементами.

Пример: Spin Right (10) + Spin Left (10) = 20 очков

Каждый бонус к именованному элементу тоже ставится только один раз за попытку.

В случае повторного выполнения элемента в попытке его базовая стоимость не ставится, но бонусы к уже существующей оценке за элемент добавляются, если они не были добавлены ранее.

Также могут добавиться бонусы к другим элементам, которые связаны с этим повторным элементом — он постоянно имеется ввиду, но лимит очков на него конечен.

Бонусы элементов фристайла на бурной воде

Air — ставится, если в какой-либо момент выполнения элемента каяк не касается воды.

Пример: Loop (60 очков) + Air (30 очков) = 90

Huge — это Air с высотой вылета, определенной главным судьей на первом брифинге соревнований. В случае присвоения элементу бонуса Huge, бонус Air ставится дополнительно автоматически.

Пример: Loop (60 очков) + Huge (40 очков) + Air (30 очков) = 130

Air — бонус самостоятельный. А Huge без Air не используется.

Clean — весло или руку можно использовать для начала или завершения элемента, но нельзя использовать во время другой части элемента. Весло или рука должны оставаться явно неиспользованными. Обычно выполняется с частичным участием весла, но определение подразумевает и полное неиспользование, т.е. Super Clean.

Super Clean — элемент выполняется без участия весла или руки. Бонус применим только для элементов с несколькими возможными гребками.

Бонусы Clean и Super Clean не могут быть присвоены за одно исполнение элемента — они являются взаимоисключающими. Но в случае повтора выполнения — могут. Если в одной попытке элемент выполняется два раза, один раз с бонусом Super Clean, второй — Clean, то оба бонуса могут быть присвоены. Если оба раза элемент выполняется с бонусом Super Clean, то первый раз бонус ставится как Super Clean, а второй — как Clean: 2 Super Clean оцениваются как Super Clean и Clean.

Примеры: Spin Right (10) + Clean Spin Right (10 + 10) = Spin Right (10 очков) + Clean (10 очков) = 20 очков
Super Clean Spin Right (10 + 20) + Super Clean Spin Right (10 + 20) = Super Clean Spin Right (10 + 20) + Clean (10 очков) 40 очков

Link — бонус за связки элементов. Два элемента должны быть выполнены последовательно и слитно. Последние 30 градусов вращения первого элемента можно пропустить, чтобы облегчить плавный переход к следующему движению. Бонус Link прибавляется к каждому элементу, участвующему в связке, его величина для каждого элемента зависит от базовой стоимости конкретного элемента. В связке может быть более 2-х элементов подряд.

Пример: два элемента связаны между собой — Split-wheel и Cartwheel —

Split-wheel Right (40 + Link (20)) + Cartwheel Left (30 + Link (10)) = 100

Если к этой связке добавится еще Space Godzilla (100) с бонусом Link (30), то общая стоимость связки из этих трех элементов будет 230 очков.

Допустим, промежуточный Cartwheel Left уже был ранее. Тогда связка все равно считается, ее стоимость Split-wheel Right (40 + Link (20)) + Cartwheel Left (0 + Link (10)) + Space Godzilla (100 + Link(30)) = 200 — т.е. к левому картвилу добавляют бонус Link, не учитывая его базовую стоимость вторично. А если раньше левый картвил был в связке, то и бонус Link к нему не добавляют, тогда общая стоимость связки 190.

Элемент не может линковаться сам с собой — два картвила на одну сторону не являются связкой. Новое определение картвила делает все последующие свечи частью исходного картвила.

 

В 2020 году вышли новые правила фристайл-каякинга — они также добавили множество разных нюансов к судейству.

— заходные элементы линкуются и имеют все бонусы;
— трофи имеют все бонусы;
— элементы, которые кончаются на свече, могут иметь сколь угодно дополнительных свечей для связки с другими элементами (Cartwheel, Split-wheel, Woo Tricky, Tricky Woo, Lunar Orbit).

Подробнее об изменениях в правилах фристайл-каякинга 2020.