Уганда-2025, май: африканские барабаны, народная медицина и танцы Уганды

Одно из стереотипных представлений об Африке — чернокожие люди постоянно бьют в барабаны-там-тамы и танцуют:

Африканские танцы в Уганде

За все время проживания в Уганде (а также путешествий по Кении и Танзании) мы видели африканские ансамбли с барабанами только в туристических местах, а рядом стояли большие коробки для денег — коммерция. Барабан с мембраной из козлиной шкуры всегда можно купить в качестве сувенира на главной улице Джинжи. Но как играют на барабанах африканцы для себя, для души, я до этого вечера не видел и не слышал ни разу. Вернее, слышал — но издалека.

Даже не многие коренные жители деревни Бубуго присутствовали на этих выступлениях, хотя семья барабанщиков живет прямо в деревне, за мечетью, а звуки барабанов легко долетают до фермы, где обосновались мы. Почему? Работник с фермы, Дэвид, истинный христианин, объяснил это так: он не ходит туда, где поклоняются дьяволу. В деревне есть христианская церковь, есть мечеть, а у барабанщиков своя аутентичная религия, оригинальная-угандийская. Поэтому и мусульмане, и христиане слушать барабаны не ходят. Даже просто как музыку. «Бесовщина какая-то, право слово…»

Я попросил школьного учителя Чарльза поговорить с местными музыкантами — и, наконец, все совпало: Чарльз нашел лида группы и договорился о визите белого гостя:)

На входе в место жительства барабанной семьи надо снимать обувь, а затем идти босыми ногами по земле — место объявлено святым: тут пребывает спирит, дух. Вечеринки с барабанами проходят в большой беседке — без стен, но под закопченной и черной изнутри купольной крышей, у костра. Сидеть гостям надлежит на специальном месте для визиторов, покрытом армированным полиэтиленом, вставать и перемещаться можно только в том случае, если надумаешь танцевать:) Поэтому я не фотографировал с разных точек и ракурсов — только оттуда, куда смог дотянуться руками и оптикой с разным фокусным расстоянием. На фото виден край голубого полиэтилена:

Уганда: место семейных посиделок с барабанами
Уганда: место семейных посиделок с барабанами

Семья разговаривает только на местном языке, никакого английского — все через переводчика. Когда я спросил, как зовут лида, он ответил долгой фразой в стиле «Дейнерис бурерожденная, …, …, … «. На вопрос, нет ли версии имени покороче — нашлось и такое: Чинья Гомби. Не знаю, что из этого имя, а что — фамилия. Буду чередовать.

Гомби — альфа-самец в этой семье, не самый старший, но, несомненно, самый харизматичный. Ко всему, что он говорит, остальные прислушиваются. «Сейчас Чинья Гомби связывается с предыдущим поколением предков.» Э… Ну, лады, ОК — пусть коннектится: будем на связи!:) На всем протяжении вечера лид поддерживал себя в форме при помощи маленьких пластиковых бутылочек с крепкой Вараджи, местным аналогом русских «мерзавчиков» — это было похоже на то, как боды заправляют мотоцикл: по чуть-чуть, потом проехали, потом снова залили в бак. Весь вечер лид ехал с дозаправками, но при этом держал программу, лупил по барабанам, выбирал песню и запевал, шутил, командовал:

Африканский барабанный ансамбль
Африканский барабанный ансамбль

Гомби чем-то очень напомнил мне Боба Марли: весь в центре, в процессе, увлечен своей музыкой; драйв, энергия — ни фото, ни видео это передать не могут. Он начинает песню хриплым голосом — и все подхватывают. Песни кажутся однообразными, но когда лид запевает, люди радуются песне — видно, что она им знакома.

— Наша семья с барабанами в этой деревне такая одна.
— А почему? Вроде бы стучать по барабанам доступно всем. У нас в России у многих дома музыкальные инструменты — гитара, например.
— Барабаны делают из коровьей шкуры, она дорогая.
— Я видел из козьей шкуры — не то?
— Сувениры для туристов.

Помимо того, что Чинья Гомби — лид группы, он еще и апологет народной медицины. Или это место является оздоровительным за счет Гомбиной связи со спиритом — сам Гомби никого не лечил при мне, он сидел на месте и повелевал. Глядя, как Чинья пьет очередной «мерзавчик», мне подумалось, что спирит и спирт — неплохая игра слов: спирт, несомненно способствует связи со спиритом.

Прямо при мне женщину народно-аутентично лечили при помощи курицы, собственноручно принесенной ей из дома. Сначала курицу посадили между коленей сидящей на земле женщине, направив птицу клювом на пациентку (уж не знаю, чем она болела). Затем мужчина взял курицу за лапы и начал похлопывать пациентку по всему телу, как венником в русской бане, когда парка только начинается — без большого размаха и сильных шлепков, но достаточно ощутимо:

Народная медицина Уганда с применением жертвенной курицы
Народная медицина Уганда с применением жертвенной курицы

Напоследок мужчина показал курице пациентку, потом женщина раздвинула ноги чуть пошире, лекарь положил птицу между стоп (тут зазвучали барабаны), ощипал перья на шее жертвы, и буднично, взяв нож, похожий на наконечник копья, отпилил курице голову. И курица отправилась в свой последний бег-танец под продолжающийся бой барабанов.

В этот момент времени все это стало каким-то нереальным — подумалось, что мы живем не в Уганде, а на ферме, и надо больше общаться с местными и гулять по округе. И еще: у участников вечеринки было множество смартфонов, на которые они снимали фото-видео — многие снимали меня, как диковинку в этом месте. Микс технологий с традициями так же вызывал чувство определенной неопределенности и абсурда происходяшего:)

Оттанцевавшую свое курицу быстренько потащили ощипывать. Перья погрузили в небольшой казан и подожгли.

— Что будет с курицей?
— Ее съедят.
— Но ее же использовали для лечения — не вредно? Наверное, болезнь перешла в жертву?
— Больной вредно есть жертву, а остальным — можно.

Удобное! — женщина принесла из дома курицу, а семья народных целителей ее съест после сеанса терапии. У меня вообще было много вопросов о местной медицине, тем более, что на очереди была коза.

— А козой тоже будут шлепать по телу, держа ее за ноги?!
— Нет, женщина будет сидеть с козой, обнимать козу. Но это будет уже поздно вечером.

Эх… Не хотелось бы тут сидеть до ночи, хотя все интересно:) И вопросы, вопросы в голове:

— А почему эти люди приносят с собой всю эту живность, а не занимаются самолечением дома? Взял курицу, похлопал себя по разным местам, потом сварил суп детям?
— Дома нет спирита, спирит только здесь. Поэтому лечиться дома не получится.

В логике не откажешь:)

— А где начинается место обитания спирита?
— Там, где мы тапочки сняли.

Небольшая пауза — дым от костра, лучи закатного солнца и барабанщики:

Барабанщики-угандийцы в лучах закатного солнца
Барабанщики-угандийцы в лучах закатного солнца

— Как называется ваша группа?
— «Family fire».

Меня попросили что-нибудь спеть, затем станцевать — сказал, что один не буду, нужна партнерша — выдали негритянку. Потом дали палочки и предложили побить в барабаны — вспомнил «We will rock you» и пионерский марш «Бей, барабанщик, бей!» — совместил: оба два ритма были для них вновинку:) Барабаны очень отзывчивы — ударяешь в натянутую кожу и чувствуешь массивную гулкость. Чем-то похоже на подключение гитары к усилителю — вызываемая реакция становится гораздо больше оказываемого действия. Удовольствие от игры на таких барабанах сразу понятно.

Барабаны, конечно, были основными в этом ансамбле. Помимо барабанов использовались маракасы, а вторым рядом стояли женщины и играли на рожках. Вернее, они пели в эти рожки, вплотную прижимая их к губам, и рожки искажали их голоса:

Духовая секция народных музыкальных инструментов Уганды
Духовая секция народных музыкальных инструментов Уганды

Нечто похожее было в «Йожин з бажин», что-то напоминающее морскую раковину — по источникам в сети тот инструмент называется «казу». Местный угандиец сказал, что местные рожки называются — «nkwanzi» (звучит как «укванзи», звук «у» очень глубоко носовой). Но угандиец не был музыкантом, так что это не совсем достоверно, а на месте спросить не получилось.

Народный духовой инструмент Уганды
Народный духовой инструмент Уганды

В процессе выступления женщины часто курили трубки, иногда выдувая дым прямо в рожки. Что было в трубках — не знаю, но противного запаха табака я не ощутил. Мне вообще сначала показалось, что они курили прямо эти же самые рожки, но в какой-то паузе женщины убрали короткие рожки и явно достали длинные трубки:

Женщины в Уганде курят трубки
Женщины в Уганде курят трубки

В завершение моего визита этими же женщинами был устроен странный танец, возможно, ритуальный? — танцуя, они вышли из-за барабанщиков и так же, не переставая танцевать, обошли беседку и расположились недалеко от меня:

Начало ритуального танца в Уганде
Начало ритуального танца в Уганде

Начиналось все довольно прилично — танцы-дудки, а затем у танцовщиц будто начался приход: они падали навзничь, иногда на зрителей, извивались на земле, перекатывались, поднимали руки вверх — в общем, их плющило и колбасило не по-детски:

Угандийский ритуальный танец
Угандийский ритуальный танец

Зрители отсаживались подальше и смотрели на танцовщиц с недоумением — реакция вполне логичная. Женщины буквально полностью раскрывались в танце. Что касается местных мужчин, то они ходили посреди этой вакханалии, подбирали разлетевшиеся в разные стороны рожки и аккуратно поправляли разухарившимся дамам платья — эдакие угандийские джентльмены:

Угандийский джентльмен поправляет платье на даме в танце
Угандийский джентльмен поправляет платье на даме в танце

На каком-то этапе Чинья Гомби сказал, что дальше его «воду» — не знаю, почему он назвал вараджи водой — должен оплатить я. То, что мое участие не бесплатно, было оговорено заранее, и я выдал ему небольшую сумму. Разумеется, пошел торг: у него много внуков, им тоже нужна «вода». На что я резонно возразил, что «воду» пьет тут только он один:) Ответ, как ни странно, удовлетворил лида. Я спросил Гомби, могу ли я привести друзей на тех же условиях. Лид очевидно обрадовался и согласился — и я понял, что сумма была не так уж мала, а дополнительные гости внесут как дополнительные средства, так и новое разнообразие в вечеринки.

Так что если вы приедете в Уганду и захотите услышать настоящие африканские барабаны (они звучат независимо от того, платят ли туристы деньги), пообщаться с оригинальным угандийским спиритом, увидеть народную медицину с жертвоприношениями или даже полечиться курицей или козой, то теперь нам известно местечко, где вам и вашим деньгам будут рады! Будьте готовы спеть и станцевать, а так же поразить местных барабанщиков новыми ритмами:)

Угандийский барабанщик греет мембраны барабанов у костра
Угандийский барабанщик греет мембраны барабанов у костра

Видео ютуб:

Дзен:

Рутуб:

Вконтакте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *