Ранее уже писал про Универсальный чехол под каяк для фристайла. Тогда ставились немного другие цели — перевозка с собой: в метро, в поезде, удобно донести до нужного места, как рюкзак. И универсальность, так как модели каяков часто менялись. Защита не была в приоритете, ведь лодки были из полиэтилена, и под постоянным присмотром.
Около 5 лет у меня композитный каяк «GuiGui Prod» — такие лодки часто называют карбоновыми, или просто «карбон»: «На «карбоне» катаешься? Здорово!»
Такую лодку особенно бережешь от повреждений при транспортировке. А перевозится она очень часто самолетом — в багаже, отдельно от хозяина: тут не уследишь, что может случиться. Поэтому мне понадобился отдельный защитный чехол для перевозки композитного каяка для фристайла на бурной воде.
Пересмотрел множество таких чехлов — ниже фото разных моделей, достоинства и недостатки:
1. Почти эталонный чехол от компании «Турмастерская» (СПб)
2. Копия предыдущего чехла компанией «Стихия Спорт» (СПб)
3. Оригинальный чехол от «Jackson Kayak» и аналогичный от «Стихия Спорт» (СПб)
4. Чехол от «Tulum» (Пермь)
5. Чехол от Алексея Белокурова («Newt», СПб)
6. Чехол, сшитый собственноручно Еленой Рудченко после прочтения этой статьи
Почти эталонный чехол для каяка для фристайла на бурной воде от компании «Турмастерская»
Вот пример конструкции почти эталонного чехла для каяка, который был сшит мне компанией «Турмастерская» в Санкт-Петербурге:
С другой стороны:
Снизу:
Чехол эксплуатируется примерно столько же, сколько мой карбоновый каяк, поэтому внешний вид не самый презентабельный, но свои функции он выполняет достойно.
Итак, защита. Чехол состоит из трех слоев: кордура снаружи, изолон (пенка) для амортизации, полиэстер внутри — подкладка. Чем толще защитный слой, тем больше масса чехла, а при перевозке самолетом каждый грамм на счету. Поэтому чехол делается анатомической формы под конкретную лодку, универсальность полностью убираем: для карбона чехол нужен всегда, даже при хранении дома.
При выборе толщины защитного слоя руководствуемся разумным компромиссом с величиной финальной массы.
Заявленная масса самого каяка для фристайл-каякинга «GuiGui Prod» Helixir-2018 размера М — 9 кг. Но реально больше — около 11. Разрешенная масса негабаритного спортивного багажа для провозки в самолете — 23-32 кг в зависимости от авиакомпании. Плюс — каяк отличный «чемодан» для перевозки прочего снаряжения, например, складного весла, которое всегда норовят назначить отдельным местом багажа и взять дополнительную плату за перевозку. В каяк можно положить маленькую гитару — и ей ничего не будет при перевозке в багаже:) На очко каяка можно натянуть юбку, чтобы меньше продавливался чехол и не повреждалось содержимое. Если планируется перевозка спального мешка, то его хорошо надеть на каяк для добавления еще одного защитного слоя, поэтому при изготовлении чехла стоит оставить небольшой допуск, но не такой, чтобы лодка свободно перемещалась внутри.
Чехол раскрывается и раскладывается полностью, его не надо натягивать на каяк — и это очень удобно при упаковке лодки, уже загруженной вещами: один человек легко справляется:
По краям чехла идет специальный защитный бортик: если молнию сделать прямо по границе двух половинок, то при падении она попадет между полом и жестким острым краем корпуса каяка, что приведет к выбиванию звеньев застежки, поэтому молния приподнята вверх:
Если чехол будет чрезмерно свободным, то молния может сместиться на край и также повредиться.
Не стоит ставить мелкую молнию на чехол — пусть она будет максимально крупной и прочной. Также не экономьте на замках:
Самые острые грани у каяка для фристайла — на носу и на корме, я просил дополнительно усилить эти места на чехле, ведь лодка может пробить чехол изнутри. Сотрудник «Турмастерской» решил эту задачу по-своему, сделав специальные защитные колпачки:
Дополнительный слой пены — отлично!
Натянутая поверх очка стропа уменьшает возможность повреждения провозимого внутри груза:
Чтобы защитные колпачки на нос и корму каяка не потерялись, они крепятся к чехлу резинкой:
То, что чехол полностью раскрывается, также дает ему дополнительные возможности применения — например, как туристический коврик для сна:)
Уже не раз мы применяли чехлы для каяка в качестве спальных мешков — когда забывали спальники дома:) Изолон неплохо держит тепло. Да и позагорать на чехле в солнечный день бывает удобно.
Основной и самый удобный способ переноски каяка в чехле на относительно большие расстояния — за лямки. Рюкзачная сбруя уже не нужна — она путается в багаже, добавляет лишнюю массу, мешается на крыше машины. Так что лямки тут — на одно плечо: повесил и пошел.
После сдачи лодки в багаж она попадает в руки грузчиков. У них помимо каяков множество мест различного груза, который надо оперативно переправить в самолет. Поэтому они хватают за любые лямки-ручки и тянут, волокут. Наружная ткань должна быть достаточно прочной. Также необходимо продумать крепление лямок и петель к чехлу так, чтобы оно было устойчиво к подобным взрывным нагрузкам и рывкам. Основание крепления лямок часто является слабым местом, из которых их выдирают «с мясом». Чтобы этого не произошло, нужно сделать полное кольцо из стропы вокруг всего чехла, соединив их в месте открывания пряжками-самосбросами:
А чтобы не было возможности хватать каяк в чехле за одну лямку, лямки надо гарантированно соединить между собой — лучше всего это сделать при помощи мощных застежек-кнопок, а не при помощи липучки, которая лысеет, замусоривается, и перестает держать лямки воедино, постоянно расстегиваясь:
Если нести каяк в чехле за лямки, то ставить его удобно на бок, тем местом, которым соединяются две половинки чехла. Поэтому здесь очень уместно еще одно усиление с защитным слоем из пены:
В узких местах, например, в дверях, удобно переносить каяк в чехле вертикально, поэтому усиление и кольца из стропы служат основной для еще одной ручки:
Второй рукой при вертикальной переноске берутся за лямки. Обязательно пришейте эту ручку, она необходима! Сшили аналогичный чехол без этой ручки — каждый раз неудобно…
Если грузчиков будет двое, то им будет удобно нести груженный каяк горизонтально за ручки на носу и на корме:
И вот тут хочется рассказать о еще одном слабом месте — месте крепления ручек для горизонтальной переноски каяка к материи чехла:
Нитки висят — ручки уже отрывали, зашивал в дороге… Хорошо, что есть дополнительная стропа, и основа из кордуры не пострадала. А решение очень простое: нужна еще одна стропа — как минимум, кусочек — чтобы распределить нагрузку, как максимум — до самого конца чехла, чтобы было еще и красиво:
Все швы дополнительно усилены тонкой стропой:
Нитки, которыми шьется чехол, не должны быть хлопчатобумажными — иначе они будут гнить при намокании. Синтетика, лавсан — лучший выбор. Всегда беру с собой в любую поездку катушку лавсановой нити — юбку зашить, да и любую часть водного снаряжения. Но с лавсаном возникает масса проблем при использовании швейной машинки — он расслаивается, путается, иглы ломаются. Совет от Алексея Белокурова: «Запустить нитку через кусочек мыла, или катушку положить в масло на ночь».
Не лишним будет напомнить грузчикам, что они переносят не дрова, а хрупкую дорогую вещь. Для этого на чехле каяка сделали четыре кармана для предупреждающих плакатиков формата А4:
Каждый лист бумаги положен в офисный карман и герметично заклеен скотчем, чтобы бумага не портилась от влаги — дождь, снег, мало ли…
Можно и заламинировать.
Материалы, использованные для изготовления защитного чехла для композитного каяка для фристайла на бурной воде «GuiGui Prod» Helixir-2018 размера М
Ткань Cordura 1000 — 4,5 погонных метра;
Ткань POLYESTER 150*400 D PU 1000 Китай — 5,5 погонных метров;
Замок СЛАЙДЕР никель (двухсторонний) — 2 шт.;
Молния Рулонка 10 мм витая — 4 метра погонных;
Изолон 10 мм толщина — 6 погонных метров.
Все эти материалы закупались в Группе компаний «АЙСБЕРГ» в СПб. Также использовалась стропа шириной 5 см и пряжки-самосбросы «Снаряжение».
Чехол для «GuiGui Prod» Helixir-2018 размера М идеально подошел для каяка российского производства «Mad Shed» аналогичного размера.
Копия чехла для каяка компании «Турснаряжение» (СПб) компанией «Стихия Спорт» (СПб)
Понадобился такой же чехол для каяка, как первый. Обратились в компанию «Турснаряжение», но мастер, который шил этот чехол, там больше не работает. Поэтому второй защитный чехол шился по образу и подобию первого, но уже компанией «Стихия Спорт». Он предназначен для каяка размера XS от компании «MadShed».
Хочу немного рассказать о недостатках при копировании.
Вроде бы, все аналогично. И красиво: оранжевая ткань, даже оранжевая стропа!:)
Допуски для дополнительного слоя в виде спальника есть:
А вот карманы для предупреждения о хрупкости содержимого на нижней части отсутствуют:
В разложенном состоянии:
Место соединения двух половинок чехла потеряло усиление:
Защитные колпачки есть, но пришиты они к части чехла без бортика:
Поэтому верх и низ поменялись местами:
В принципе, ничего такого, но для меня логично, что банка, например, имеет стенки, а крышка на нее — нет. Но в целом — нормально, главное, что молния не по канту корпуса лодки.
Резинка длинновата, попадает в молнию, нужны отдельные действия по ее убиранию вовнутрь:
Лямки для переноски на плече:
Фиксатор соединения лямок переноски каяка в чехле сделан на липучке, которая расстегивается:
Ручка для вертикальной переноски каяка на чехле отсутствует: приходится обнимать его, как родного, чтобы вносить в дверь.
Нововведение: теперь у чехла каяка четыре ручки для горизонтальной переноски, его можно переносить и вниз очком:
Сделана целая сбруя из стропы, даже дополнительное соединение на самосбросе, но проблема слабого места крепления ручек осталась:
Я бы не хотел, чтобы каяк переносили вверх днищем — предупреждающих надписей снизу на чехле нет — грузчики могут и забыть, что вещь хрупкая, цены немалой. Если уронят — то на очко, а оно явно менее прочное, чем днище каяка: может и треснуть. И принесут — положат как? Правильно: на очко. В общем, не стоит стимулировать грузчиков перевозить каяк в перевернутом состоянии…
В остальном — сшито добротно. Свои функции выполняет.
Материалы, использованные для изготовления защитного чехла для композитного каяка для фристайл-каякинга «MadShed» размера XS и их стоимость весной 2022
Кордура 4м, в Айсберге — 3229 руб.
Стропа 50 мм (покупала здоровую бобину, типа вдруг потом пригодится, по метру не нашла оранжевой) — 1165 руб.
Изолон 4м в «Строителе» — 3837 руб.
Пленка на карманы (минимум 0.5 метра, кажется, можно было купить) в «МиК»-е на Елизаровской — 523 руб.
Нитки (лавсан толстый), пряжки плечевые, окантовка для молнии — тоже в МиКе — 540 руб.
Молнии и подкладочная ткань — 1000 руб.
Работа — 13000 руб.
Итого: 24294 руб.
Цена немалая, но сохранность композитного каяка за сумму более 100 тыс. руб. и его успешная транспортировка к месту, а, значит, неиспорченная поездка — того стоят.
Оригинальный чехол для каяка от «Jackson Kayak» и аналогичный от «Стихия Спорт» (СПб)
Чехол для каяка от «Jackson Kayak»:
Молния идет по окружности вдоль центральной линии — риск повреждения. И сразу бросается в глаза слабое место крепления лямок — там, где они отходят от материи. Если схватить такой чехол за одну лямку, то вполне можно вырвать ее с куском основы. Не видел более фотографий этого чехла в процессе эксплуатации, но компания «Стихия Спорт» сшила аналогичные чехлы:
Чехол очень свободный, сшит с запасом, лодка перемещается внутри — при смещении образовались отверстия в тех местах, где острые грани кормы лодки подошли к плоскости ткани, побились звенья молнии:
Колпачки или дополнительная пена в этих местах уменьшает риск повреждения, колпачки вообще перемещаются вместе с лодкой. Еще один вариант образовавшегося при сдвиге лодки отверстия в чехле:
Выбитая молния у кормы:
Лямки для переноски:
Место, где лямки отходят от материи чехла, уже прошивались вручную, начала надрываться основа:
Аналогично — на втором чехле:
Видно, как лямка пришита к материи без дополнительного усиления — вырвано «с мясом»:
При нагрузке на разрыв вырываются не только лямки: расходится шов у молнии, повреждая ткань чехла:
Дырка на корме и поврежденная молния:
Все повреждения этих чехлов — типовые. Решения проблем конструкции простые: полное кольцо из стропы снимает нагрузку с застежки-молнии и усиливает места крепления лямок; смещение молнии с острой кромки каяка сбережет звенья от повреждения. Да и ткань можно было взять попрочнее.
Чехол для каяка от «Tulum» (Пермь)
Ничем особенным чехол не выделяется, такие же две половинки:
Просто еще один хороший пример, что не надо вшивать молнию над острой кромкой каяка: звенья выбиты, молния в общем повреждена на всем протяжении ребра:
Некогда чехол не имел полного кольца из стропы, поэтому нагрузка шла на разрыв — и также повредился шов, которым молния пришита к ткани:
Чехол для каяка от Алексея Белокурова («Newt», СПб)
Этот чехол для каяка уникальный, у него своя конструкция, повторить такое Алексей более не соглашается… Вид слева, со стороны лямок, вернее, лямки — она одна:
Молния смещена с острых граней каяка и максимально отодвинута от лямки — натяжение лямки не приводит к большой нагрузке на соединительный шов молнии и ткани.
Уменьшение количество лямок влечет за собой уменьшение веса, упрощает конструкцию (никаких соединителей на кнопках не нужно), сокращает количество слабых мест, которые надо усиливать.
Усиление крепления лямки сделано следующим образом:
Слабым местом в данном случае оказались пряжки крепления ремня к чехлу — кстати, их тоже понадобилось меньше, но они приняли на себя двойную нагрузку:
Ручка для переноски находится там же, где и лямка — можно как чемодан нести, можно на плече. Раз уж лямка одна, то чтобы она не резала плечо, ее прошили мягким неопреном:
Второй ручки для вертикальной переноски нет — стоило бы добавить:
Интересное художественное оформление — паутина на чехле крупными красными нитками. Раньше в этом круге сидел небольшой паучок, но в процессе эксплуатации оторвался…
Ручка на носу чехла — с одной стороны вшита в шов, с другой — кажется, что пришита прямо к материи, но внутри явно есть еще что-то:
Ручка на корме — вшита в два шва соединения ткани. Угол чехла потерся — там, где корма острее всего: все-таки, стоит подумать, чем усилить чехол в этом месте:
Каяк, загруженный вещами, класть в этот чехол уже неудобно: нужно сначала положить пустой каяк в чехол, а потом уже загружать:
Также невозможно использовать этот каяк как коврик, зато можно забраться в него как в спальник-кокон:
Самое слабое место — там, где прикрепляется часть, закрывающая верхнюю деку каяка. Чехол вообще похож на большую туфлю:) Когда нос каяка уже вставлен в «носок», приходится отдельно натягивать «пятку», что, с одной стороны, неудобно, а с другой — работает на разрыв молнии: видно отремонтированное место, которое прошивали нитками вручную:
Общее впечатление: сшито с любовью, качественно, конструкция достаточно продуманная, проверен временем.
Чехол для каяка для фристайла, сшитый собственноручно Еленой Рудченко после прочтения этой статьи
Собственно, эта статья и начиналась с просьбы Елены Рудченко прислать ей фотографии чехлов и ее многочисленных вопросов, как все устроено. И вот какой долгий путь к собственному чехлу прошла Лена. Далее — ее текст и фото с минимальными правками. Не думал, что в Питере так плохо с фирмами, которые шьют чехлы:(
«Ура! Самодельный чехол справился со своей задачей и моя любимая лодочка от «Mad Shed» благополучно перенесла два перелёта! 😃
Несмотря на то, что ручки для переноски на носу и на корме находятся исключительно на верхней части чехла, грузчики не могли понять, как правильно класть лодку в чехле, поэтому пришлось дописать «Top/Верх» прямо в аэропорту.
Ниже будет много буков про то, как я докатилась до того, чтобы шить чехол самостоятельно и как это происходило 😱😁
____________
Не думала, что задача заказать хороший чехол для перевозки каяка окажется столь сложной.
Не так давно Аля шила чехол для такого же каяка, как мой, в компании «Стихия Спорт». Выкройки у них остались, думала, что без проблем повторят. Но та швея, которая его шила, больше не работает, другие швеи не очень заинтересованы в таком заказе и, вообще: это сложно, дорого, не очень им надо, но давайте попробуем, но без гарантии, что сможем, если будет ваша ткань… Ну, в крайнем случае, сделаем раскрой и отдадим вам, искать того, кто всё это сошьёт… 🙈 А еще надо лодку в Красное село привезти, и, желательно, оставить, и образец чехла! Ибо никто не знает, как это всё это по итогу должно выглядеть.
Начала писать в разные мастерские, но все отказывались, кроме «Турмастерской» на Ворошилова. Свозила лодку к ним, особого желания шить чехол у них тоже не наблюдалось, ибо свежи ещё воспоминания о том как шился чехол для Гришиной лодки 🙈😁… Но, в итоге сказали, что сделают. Сложно, дорого, но, сделают. Успокоилась, расслабилась и стала ждать смету.
Гриша за это время успел написать офигенный пост про чехол: стопицот фото с описанием всех нюансов. А у меня мельком проскочила мысль, что по такой «инструкции» шить — сплошная красота! Всё понятно и, наверное, даже я бы справилась…
По предполагаемой стоимости чехла «Турмастерская», в итоге, сказала примерно следующее:
«Работа около 36 т.р., примерно 16 т.р. материалы, ну и если со скидкой и т.д., то это будет где-то 42 т.р., но это максимум, больше точно не будет. Скорее всего будет меньше.» На вопрос на сколько меньше я получила ответ «36-42 т.р.»
Друзья подсказали еще одну швею, которая занимается пошивом снаряжения и чехлов. Скинула ей Гришину «инструкцию». Получила ответ, что «Сшить не сложно, но нужен четкий чертёж: размеры, где какие ручки, где как сшито должно быть… а сшить — не проблема». На мою мысль, что я привезу лодку, а чертежи я делать не умею, девушка ответила, что лодку она не хочет, она ей не нужна, а без чертежа шить не станет, вдруг где ошибётся.
В общем, чехол за 40 тысяч в голове у меня не укладывался, чертёж нарисовать я бы вряд ли смогла, а ехать с лодкой в Красное село без гарантии, что мне сошьют из нужной ткани желания тоже было мало… Есть у меня лёгкий чехол от Стихии из «их» ткани, и он протёрся по нижнему борту через несколько поездок с лодкой на поезде. В общем, решила я шить чехол сама. 🙈
____________
Начала с того, что сделала из изолона детальки. Сначала колпачки на нос и корму, соединяя их армированным скотчем и подрезая где надо по мере примерки, а затем так же и основные детали:
Тут подрезать, там подправить и… собрала «коробочку-мыльницу»:)
Поиграв в тетрис с детальками на полу, я поняла, что верхней кордуры (почти 1000р/метр) можно взять 3 погонных метра, а подкладки надо, все-таки, 4 метра.
Купила, привезла, разложила — детали из изолона отлично справляются с ролью выкроек:)
Очень долго почему-то было страшно начать кроить по кордуре 🙈 Вдруг где накосячу. Решила начать с подкладки и сшить колпачки, а потом уже кроить остальное :))
Потихоньку дело пошло.
Сложности с которыми столкнулась:
1. Моя обычная бытовая швейная машинка «Bernette 2082e» никак не могла наладить шов лавсаном по подкладке. Не получалось добиться нужного натяжения нити, кордура и стропа — все ок, подкладка — образовывались петли с изнаночной стороны:
2. Лавсан вечно норовил путаться, рваться, ломать иглу или вообще — сваливаться с катушки, закручиваться вокруг катушкодержателя и блокировать работу 🙈 Частично проблема решилась покупкой других игл — посоветовали в магазине. Такие же по толщине, что были у меня, но «металлизированные, с более крупным и гладким ушком».
3. Эта машинка оказалась просто не приспособлена для работы с такими толстыми тканями. Через пару дней перестал крутиться вал. Очень расстроилась, думала что-то сломалось, не понятно сколько будет длиться ремонт, а через 3 недели в самолет. В итоге, сервис сказал, что просто пришла пора её почистить и стоит это делать несколько чаще, чем раз в 12 лет.
Пока не было своей машинки, шили на маминой. Старая наша Подольская неубиваемая машинка, некогда ручная. Много лет назад приделали к ней моторчик и она стала электрической :) Проблем с натяжением нити на ней не возникло, но иголки подобрали тоже не сразу: эта захотела другие иглы:)) — более толстые, «для джинсовой ткани».
Долго думала как всё это сшить. Хотелось по максимуму на машинке без изолона, а вставить его как можно позже: большие толстые куски не дают машинке положить строчку близко, мешают своим размером и т.д.
Последовательность была примерно следующая:
1. К наружным деталям кордуры пришить все ручки, стропы, карманы:
2. Соединить подкладку с кордурой для каждой детали, оставляя «окна» для последующей вставки изолона.
Для верхней части, крышки «мыльницы» — окно для вставки изолона оставила там, где она стыкуется с чехлом, где нет молнии.
Для борта-кантика — с двух сторон, где расширяющиеся части: там, где нет молнии на бортике — окно сверху, с другой стороны — снизу.
Для дна — там где оно стыкуется с бортиком, также в районе расширяющейся части, под молнией.
Красными линиями показаны окна для вставки изолона на уже готовом чехле:
3. Сшить все детали между собой, оставив не прошитыми «окна».
4. Пришить молнию, убедившись, что детали стыкуются правильно без перекосов.
После этого этапа я вставила изолон, зашила «окна» руками наметочным швом:
Свозила чехол в бассейн для примерки. Всё подошло!
Причём не только на лодку. Гриша Костиков сказал, что ему чехол тоже почти подходит :))
Но сшитый для Мки был бы поудобнее!
После этого я вытащила изолон из чехла и продолжила снова без него.
5. Обрезать все лишние сантиметры «запаса на шов», с которыми кроила на всякий случай.
6. Обшить все швы обмёточной лентой. Идеально подходит лента шириной 32мм. Достаточно широкая, чтобы хорошо обхватить столько слоев, позволить себе не обрезать всё под ноль и достаточно плотная.
7. Вставить изолон в детали и зашить окна у каждой детали по отдельности, а потом и вместе.
8. На этапе соединения двух деталей с вставленным изолоном работать на машинке стало уже откровенным издевательством для всех и я продолжила ручками:)
Долго, мягко выражаясь сложно, особенно там, где нужно было идти через 2 слоя стропы, кордуры, подкладки и обмёточной ленты, но вполне реально, тем более если использовать всякие вспомогательные инструменты типа пассатижей 😁…
Итак, чехол был сшит, я довольна!
Не идеально, но очень хорошо.
Сложно, долго, муторно, но зато по деньгам все обошлось по себестоимости материалов — около 10 тыс.
Материалы, использованные для изготовления защитного чехла для композитного каяка для фристайл-каякинга «MadShed» размера XS и их стоимость зимой 2023
Изолон 10 мм — 3 погонных метра, 1286 руб. за метр;
Ткань Cordura 1000 — 3 погонных метра, 970,92 руб. за метр;
Подкладка, ткань арт. DT-10 в ассортименте — 4 погонных метра, 100 руб. за метр;
Стропа 50 мм — 15 м, 35 руб. за метр;
Нитки 86 лл лавсан — 3 катушки, 86 руб. за шт.;
Окантовочная лента, ширина 32 мм — 20м, 7 руб. за метр;
Замок-слайдер никель для молнии — 2 шт., 62,34 за шт.;
Застежка-молния рулон черная витая тип 10 — 4 м, 93,84 руб. за метр;
Пряжка-самосброс — 2 шт.;
Пряжки-трехщелевки на колпачки — 2 шт., 28 руб. за штуку;
Пряжки для лямок — 4 шт., 23,5 руб. за шт.;
Пленка 500 мкн на карманы — 0,5 м, 500 руб. за метр.