Около 1200 км на мосебасе от Санкт-Петербурга, 15-16 часов в пути, и мы в Швеции, на реке Pite älv, в месте Trollforsarna (пороги троллей) — по этой ссылке есть как красивые фото с вертолета, так и карты.
Разбили лагерь на берегу, у широкого разлива реки; даже рекой не назвать — скорее, вялотекущее озеро. Большое ровное открытое место, есть где поставить палатки и не тесниться:
Это бесплатный кемпинг, чистенько, но весь сервис — 2 туалета «типа сортир»:
То, что стоит у дверей — гениальный «посох» местного пенсионера: тележка на больших колесах с удобными ручками; катишь перед собой, в руках ничего не держишь, надо опереться — оперся, чтобы не катилась сама — два ручных тормоза, а в корзинку можно положить покупки или еще что-нибудь.
На берегу немало кемперов, но людей не так много: они приезжают на выходные или просто в свободное время — половить рыбки, просто посидеть на берегу:
Открытое пространство над озером, открытый берег — часто дует ветер. В зависимости от его направления слышен шум порога то ниже по течению, где стоит родейный вал, то выше, где находится большой порог-рокслайдинг, хорошо видный из кемпинга:
С комарами все хорошо. Или плохо? В общем, они есть. На открытом пространстве меньше — опять же, сдувает ветром, но стоит только отойти в кустики — и они набрасываются всем скопом. Тихими же безветренными вечерами мы забирались под общий тент-палатку,
запаливали антикомариную спираль
и через какое-то время укуренные насекомые падали, дрыгая ногами:
И еще немного про ветер: в один из дней он разгулялся не на шутку, сорвал тент, поломал крепления каркаса тента, гнул палатки; своим же первым порывом ветер уронил в воду видеокамеру со штативом, стоящую на берегу у родеовала; камеру удалось разобрать и просушить, но на месте она не заработала:(
После чего, за неимением второй нормальной видеокамеры с трансфокатором, пришлось использовать GoPro с телековертером.
Фристайл на бурной воде на Pite älv
Плейспот на Pite älv находится в середине порога с большими валами и бочками:
За самим валом тоже есть, чем заняться — стоит бочка, надо успеть встать до нее (впрочем, времени достаточно) затем валики, потом — очередной разлив, озеро:
Вал неочевиден, он всего лишь одно из водных препятствий, из которых состоит порог, и, если бы местные каякеры-шведы не сказали нам, что это он, мы бы его даже не выделили его среди других валов и бочек:
Плейспот очень интересен большой скоростью воды, гораздо выше, чем в Лиексе или Тивдии. К сожалению, по нашему уровню воды вал был достаточно пульсирующим — то серфишь на небольшом водяном холмике, с которого даже не съехать вниз с нормальной скоростью, то сидишь на горе пены размером с автобус:
Сначала много сил уходило на прикатку, серфили с большими глазами и офигевали от скорости воды — даже к концу поездки не каждый освоился на валу окончательно. Если же поднимался нормальный пенник, и именно в этот момент атлет переворачивался, то имел вал достаточно жестко — от вымывания из каяка меня неоднократно спасал бедренный ремень, висел исключительно на нем. Когда же пришло некое чувство осознания и понимания процесса, то начали получаться красивые элементы с большим отрывом от воды — отскок был достаточно мощным.
Блант:
Бэкблант:
Попытка пистол флипа (вального макнести):
На этом плейспоте у меня впервые получился эйрскрю с полным оборотом, падением не на борт, а на ровное днище; хотя на данном фото не этот момент, но все же — эйрскрю:
Плейспот на Pite älv возле Trollforsen — отличное место для желающих поднять уровень, но не для людей с нуля; здесь хорошо тренироваться, имея определенный багаж элементов, отрабатывая их и приспосабливаясь к новым условиям:
Все тренировки продолжались не более 40-50 минут — сил тратилось немало, момент «неуспевания за водой» наступал раньше, чем на тех плейспотах, где мы бывали до этого. Но эти тренировки были очень полезны — во-первых, навык катания на настоящем валу; во-вторых — когда мы приехали прямо из Швеции в Лиексу, на более медленный и менее жесткий вал, я полностью успевал за водой и получались элементы, которые раньше только пытался делать.
На Pite älv существуют еще плейспоты, про которые нам рассказали шведы, один из них они называли «glass wave» — «стеклянный вал». Специально съездили туда, но понравился этот плейспот исключительно тем, кто не нашел взаимопонимания с предыдущим валом: слишком медленная вода и общая кривизна вала позволяла крутить спины, но не более того, хотя сквозь воду, действительно, красиво просвечивали камушки на дне:
На этом фото видна кривая форма вала:
За пресловутым «стеклянным валом» еще есть мелкая бочка — в ней мы пытались отрабатывать макнести и фониксы, но часто бились носами каяков о дно:
Сплав на Pite älv
Характер препятствий на сплаве по Pite älv неоднороден — часть просматривается с воды, часть с берега, некоторые сливы видны только с воды после обхода по «канализации» — в одном из таких меня угораздило залипнуть в бочке и получить камнем по шлему аж до звездочек в глазах:) В общем, тут нет моего любимого нон-стопа категории 3-4, фанового сплава, когда идешь и принимаешь решения на ходу, сходу: часто приходится выходить и смотреть, что делается за любым перепадом, а там может быть как каменная пологая горка-минирокслайдинг
так и хороший слив с держащей бочкой.
Мы ходили по 4-м рукавам реки, кемпинг служил центральной точкой: когда мы начинали сверху, то местом окончания маршрута (take out), и стартом (put in) когда мы осваивали нижнюю часть.
Не буду пытаться написать подробную лоцию сплава — просто общие впечатления. Из наиболее запомнившихся препятствий верхней части — косой слив с бочкой в конце:
Прямо за ним — слив с большим перепадом и возможным, но очень узким проходом справа (так и не ходили, обносили):
Водопадик — признан учебным и неоднократно пройден :
Этот порог запомнился бочкой, в которой отжег один из участников — хотя он довольно прост, в нем нельзя расслабляться:
Предпоследний порог верхней части — несколько больших бочек, которые достаточно легко обходятся слева:
Гвоздем программы сплава по верхней части Pite älv, несомненно, является рокслайдинг — место большого перепада реки, эдакий лежачий водопад:
Стоя наверху, отчетливо понимаешь — от тебя мало что зависит. Да, правильно войти в начале, держать равновесие в процессе, пытаться подгрести, но все равно — это уже как падение вниз. Зато если решился, то уже все — до конца без вариантов:)
Вода часто едва покрывает камни — не плывешь по ней, а будто едешь с горки, подпрыгивая на ухабах:
Где-то в центре, среди пены, есть карниз-бугор, на котором подпрыгиваешь особенно ощутимо, какое-то время пролетая на каяке по воздуху:
Когда проходишь рокслайдинг в первый раз — на самом деле стремно. Потом, когда знаешь, чего ждать — гораздо проще, просто психологически — даже лажая, принимаешь какие-то осмысленные решения.
Завершающий порог верхней части — слив, на котором можно тренировать буф:
От этого места до лагеря совсем немного.
А вот старт от лагеря к нижней части сплавного участка:
Первый порог — порог с родео-валом, только теперь мы идем не заниматься фристайлом, а серьезно проходим все валы и бочки:
Если идти левым рукавом реки после широкого разлива, то приплываешь к порогу-бочке через всю реку:
Бочка достаточно серьезная, именно в этом месте стрелялись двое участников нашей поездки. Есть возможность прохода порога по очевидному языку, но самое надежное — пройти под левым берегом:
На выходе ощутимо притормаживает и зовет обратно:)
По правом рукаву есть достаточно серьезное препятствие, непросматриваемое сверху как с воды, так и с берега — именно на нем мне довелось стрельнуться:
Вместо слива в более крутой части, залип в бочке справа — два раза вставал, на второй раз хорошо приложился о камень виском — шлем поцарапал, шишку со ссадиной набил, после чего осознанно дернул за петлю юбки и поплыл самоспасом к берегу, благо за порогом широкий разлив без особого течения. Шлем ShredReady после удара о камень:
В самом конце нижнего сплавного участка рукава сходятся — здесь множество валов, за ними — мост, этот участок безумно напоминает Лосевский порог под Питером:
TakeOut (место съема) у моста:
И еще из впечатлений по Швеции: на обратном пути мы посетили Storforsen — один из самых больших порогов в Европе, в некоторых источниках его называют водопадом — и действительно: именно такое впечатление он производит издалека, от дороги:
Шли мы от придорожного отеля с одноименным названием, стоящим на озере, куда впадает Storforsen, начинали осмотр снизу, со здоровущего котла с подпором:
Для удобства осмотра и безопасности туристов, все берега порога обнесены деревянными мостками с перилами:
Вот участок откровенно водопадного типа:
Все-таки привычка осматривать порог с точки зрения его возможного прохождения, накладывает свой отпечаток. Вот и тут: человек, с водной активностью не связанный, подивился бы на чудо природы, мощь, красоту, а я смотрел и думал: абсолютно непроходимо. Красиво, но — бесполезно как-то… :)
В общем и целом поездка порадовала вариативностью — и родео в его новом проявлении, на жестком валу, и сплав — сейчас все меньше уделяю внимание ему, так что было приятно разнообразить. Да и просто еще одно новое место, еще одна страна в копилку — Швеция.