Этот обзор не претендует на профессионализм. Можно сказать, что я — пользователь, та самая целевая аудитория, для которой подобные камеры производятся, человек, непосредственно участвующий в экшене, действии. Занимаясь каякингом, я последовательно приобрел модели GoPro Hero 1, Hero 2, Hero 3 Black, Hero 5 Black. Революционные внешне видимые изменения были в 3 и 5 — 3+ и 4 пропустил, также не гнался за 6, да и GoPro Hero7 Black попала в руки случайно:
До сих пор снимал все ролики в FullHD, только с появлением квадрокоптера DJI Mavic Air стал думать о переходе на 4К, а это — обновление всего парка техники: камеры, компьютеры. Из имеющихся в наличии устройств, уже снимающих в 4К, был смартфон LG V30+ и 5-я GoPro Hero Black. В пятой версии GoPro Hero на 4К не работает стабилизация, съемка 30 кадров в секунду — можно снимать в этом режиме рассветы и закаты, пейзажи со штатива: хотя во времена GoPro Hero 1 я даже не мог подумать, что напишу такую фразу — запросы к качеству возросли:)
Стабилизация видео в экшн-камерах становится нормой: специальные внешние стабилизаторы (стедикамы) стали отдельным классом устройств. Основной особенностью GoPro Hero 7 Black стала встроенная стабилизация видео Hypersmooth («Hyper smooth» — сверхгладкий) — производитель отдельно подчеркивает это, помещая металлическую пластину с оповещением в прозрачный колпак упаковки рядом с камерой:
По анонсам, теперь не надо использовать отдельный стедикам — достаточно того, что в самой камере. И все его дружно нахваливают:) На самом деле, идея хороша: встроенный стабилизатор и отсутствие внешнего стедикама позволяют получать плавную картинку, например, со шлема — понятно, что внешний стабилизатор к нему трудно привязать:) Дешевый коптер стоит около 10 тыс. руб. (например, MJX Bugs B3) — можно присоединить такую камеру к нему, и получить вполне себе картинку без специального гимбала («gimbal» — подвес), слово, которое в узкой среде становится русским. Насколько хороша стабилизация? Проверим:)
Hypersmooth работает не во всех режимах — в каких-то из них не поддерживается стабилизация вообще, в других она электронная, как в Hero 6 — «Стандартная»:
240 кадров в секунду в разрешении FullHD! А что же со скоростью съемки в 4К? Если посмотреть на сравнительную таблицу с основными отличиями экшн-камер GoPro Hero Black 5,6,7, то можно увидеть, что настоящая Революция произошла с появлением шестой версии Hero: фирма GoPro выпустила свой собственный процессор GP1, отказавшись от Ambarella в топовых версиях экшн-камер — у меня сразу возникла ассоциация с Huawei и их собственными процессорами Kirin:
GoPro Hero 5 black | GoPro Hero 6 black | GoPro Hero 7 black | |
---|---|---|---|
Процессор | Ambarella A9 | GoPro GP1 | GoPro GP1 |
Количество кадров в секунду | 4К: 30 2,7К: 60 FullHD: 120 | 4К: 60 2,7К: 120 FullHD: 240 | 4К: 60 2,7К: 120 FullHD: 240 |
Стабилизация видео | 4К: Нет FullHD: электронная | 4K 60 к./с. - нет 4K 30 к./с. - электронная (Стандартная), обеспечивается встроенным функционалом GP1 | Стандартная и HyperSmooth |
Кодек | H.264 (MPEG-4) | H.264 и H.265 (HVEC) | H.264 и H.265 (HVEC) |
Стандарт Wi-Fi | 2,4 Ггц | 5 Ггц | 5 Ггц |
Прогресс идет вперед: 720×576, HD, FullHD — невероятно круто еще недавно! Затем стандарт, норма. Переход на 50/60 кадров в секунду в FullHD — это был весьма значимый шаг в качестве: в динамических сценах кадры не смазывались, можно было замедлять видео — и оно оставалось детальным. При переходе на 4К сразу смотришь на количество кадров в секунду — и большинство видеокамер по-прежнему снимают 4К с 25/30 к/с, а те, что снимают 50/60 стоят за 100 тыс.руб.: время 4К для любителей пока не настало — надо немного глубже погрузиться в процесс производства видео, чтобы позволить себе такую технику. Можно произвести выборку в Яндекс Маркете по параметру «Число кадров в секунду при разрешении 4К»: выставить 50/60 для фотоаппаратов, видеокамер, экшн-камер — и всех «героев» можно будет по пальцам пересчитать. Множество пользователей просматривает видео с экрана смартфонов, не видя различий между FullHD и 4К, что, несомненно, тормозит процесс гонки разрешений — так стоит ли вкладываться? Стоимость GoPro Hero7 Black на сегодня — около 27 тыс., что уже вполне подъемно для заинтересованного любителя.
С появлением процессора GP1, у экшн-камер GoPro добавился режим 4K 60 fps, как у продвинутых дорогих устройств — напоминаю, это впервые реализовали в Hero 6. В GoPro Hero 7 Black остался тот же самый процессор, что и в версии 6. И такие же параметры видео, разрешение матрицы. Но вот то, ради чего все затевалось — 4К, 60 кадров в секунду, стабилизация gimbal-like — Ура!
Заявляют, что GP1 также дал лучшую скорость автоэкспозиции при быстрой смене освещения, расширенный динамический диапазон — с 8 до 10 бит — где это настраивается, я не нашел, возможно, просто при включении режима Protune. По умолчанию камера пишет с 8-битной глубиной цвета.
«Стандартная» электронная стабилизация еще не так давно была неплохой: гироскоп, акселерометр и встроенный функционал GP1 — не могу найти, да и вряд ли пойму детали, но по обзорам не совсем понятно: менялось ли что-то внутри камеры вообще?:) Если все такое одинаковое, то, возможно, все обновления — просто программные? Цена на маркете на 7ку на 3 тыс. больше, чем на 6 — последняя модель стоит дороже, чем предпоследняя, понятно, но где отличия?! Анонсируется улучшенное качество звука — еще в GoPro Hero 5 Black было три микрофона, три осталось в семерке.
А теперь то, с чего обычно начинают обзор — комплектация: бедненько, но чистенько — по минимуму, как раньше:
GoPro Hero 7 black почти не отличается от Hero 5 — отсутствие рифления, цвет корпуса более темный, надпись «Black 7» — у старой модели просто «Hero 5»:
Вид снизу — дырочки вместо линий продолжения рифления на динамике:
Линза снимается, заменяется — как и раньше:
В GoPro Hero 7 Black добавлена вертикальная смена ориентации для съемки вертикальных видео, при этом также разворачивается изображение и на ЖК-дисплее:
Вертикальные видео — для стори в инстаграм… Переворот «вверх ногами» — понятно: для крепления камеры к потолку, к стеклу машины, но вертикальное видео — это ужасно. Вертикальная ориентация на основном экране — изображение по цветопередаче гораздо ближе к реальной картинке, чем у GoPro 5 (справа) — экран старой камеры добавляет явный голубой оттенок к цветам:
Русское меню, русские голосовые команды — еще недавно этого так не хватало в GoPro 5! Кстати, с очередной перепрошивкой русский язык добавился и в нее: слева — Hero 7, справа — 5:
Экран — отличий не вижу, но у новой камеры текст тоньше:
Фрейм, крепежная рамка для GoPro Hero 7 Black отличается надписью на боку:
И треугольничком на защелке — они так и не улучшили ее: опять ногти сдирать…
Крепления у рамок старые — преемственность аксессуаров сохраняется. Аккумуляторы GoPro Hero 5 Black совместимы с Hero 7 Black, даже неродные (!). И после обновления прошивок обеих камер они исправно питались от аккумуляторов Telesin, купленных на Aliexpress — хорошо, что фирма GoPro не пользуется случаем и не трясет с людей, уже купивших аккумуляторы для GoPro Hero 5 Black, деньги за новые аккумуляторы для Hero 7. В младших моделях седьмой серии Silver и White аккумуляторы вообще встроены в камеры без возможности замены, как в современные телефоны — больше не обвешаешься патронтажем из запасных аккумуляторов… Поэтому если брать, то только Black версию.
Съемка на GoPro Hero 7 Black
Судя по всему, глобальных изменений в матрице и объективе со времен GoPro Hero 5 не произошло.
Изменились имена видеофайлов — было: Gopr4615.mp4 для одиночных видеозаписей и Gp014615.mp4 для длинных, состоящих из нескольких файлов — т.е. второй файл будет Gp024615.mp4. Стало унифицированно: Gx010170.mp4 — новый префикс и нет различия для одиночных и длинных записей. У фотографий имена файлов прежние.
Длинная видеозапись делится на файлы по 4 Гб, продолжительность каждого файла 8:53 — и у GoPro Hero 7 Black, и у пятой версии.
Характеристики видеопотока GoPro Hero 5 Black:
Video: MPEG4 Video (H264) 3840×2160 29.97fps 59937kbps [V: GoPro AVC [eng] (h264 high L5.1, yuv420p, 3840×2160, 59937 kb/s)]
Audio: AAC 48000Hz stereo 128kbps [A: GoPro AAC [eng] (aac lc, 48000 Hz, stereo, 128 kb/s)]
Характеристики видеопотока GoPro Hero 7 Black:
Video: HVC1 3840×2160 59.94fps 59926kbps [V: GoPro H.265 [eng] (hevc main L5.1, yuv420p, 3840×2160, 59926 kb/s)]
Audio: AAC 48000Hz stereo 189kbps [A: GoPro AAC [eng] (aac lc, 48000 Hz, stereo, 189 kb/s)]
В полтора раза увеличился битрейт звуковой дорожки — видимо, это и есть обещанное улучшение качества звука. Размер файлов при одновременной съемке одного и того же контента одинаковой длительности в 4К при максимальном количестве кадров (60 fps у Hero 7 и 30 fps у Hero 5) равен для обеих камер. При этом количество кадров в секунду у Hero 7 в два раза больше, но это компенсируется использованием нового кодека H.265 (HEVC), который по анонсам сжимает в два раза эффективнее H.264 при аналогичном качестве.
Кодек H.265 — пока новинка, хотя принят как стандарт в 2013 году — не все устройства и программы его поддерживают. До сих пор ведутся споры, какой кодек качественнее сжимает — H.264 или Н.265? Предпочтение на высоких битрейтах отдают H.264, на низких — H.265. Новый кодек требует более производительное оборудование, его поддержка на аппаратном уровне в процессорах началась совсем недавно.
Для работы с H.265 необходимо использовать свежие версии привычных программ — например, SolveigMM Video Splitter 4 необходимо обновлять до актуальной версии 7. И вырезание фрагмента идет дольше. H.264 — стандартен, как FullHD.
Качество фото — почему-то Hero 7 в режиме AUTO задирает ISO в 2 раза по сравнению с 5, но, понятно, уменьшая выдержку:
Картинка Hero 5 менее контрастная:
У Hero 7 фото явно темнее:
RAW присутствует в обеих камерах.
Кадр из видео в помещении в разрешении 4К с максимальным количеством кадров — GoPro Hero 5 black, 30 fps, стабилизация в этом режиме не поддерживается:
GoPro Hero 7 black, 60 fps, HyperSmooth:
Режим Wide («Широкий») стоял в обеих камерах — на кадрах выше наглядно видно, что в Hero 5 захватывается в этом режиме больше пространства, чем у Hero 7.
В режиме 240 fps FullHD в помещении шумов, конечно, очень много:
Да и не приспособлены эти камеры для съемки в помещении — переход от света к полумраку дает сразу бешенное количество шумов, мыло и потерю цвета:
Что касается стабилизации видео — HyperSmooth сглаживает тряску, даже значительную, правда, замыливая кадры. А вот горизонт ему уже не выровнять — с этим он не справляется… Так что ручные стедикамы по-прежнему актуальны. До тех пор, пока экшн-камеры GoPro не смогут делать вот так,
надпись «Gimbal-like» звучит не совсем правдиво.
Функция TimeWarp — стабилизированный таймлэпс, отдельная фишка 7-ки. Когда-то делали подобное с внешним стедикамом. Кадры в Hero 7 сразу сшиваются в видео — не просто отдельные фотографии, а законченный ролик. В качестве параметров — не количество кадров в секунду, а увеличение скорости. Можно делать виртуальные туры — когда приезжаешь в незнакомое место, то не представляешь себе, как сходятся тропинки, куда какая приведет — можно будто быстро пробежаться по окрестностям:)
Заказал на aliexpress нагрудное крепление GoPro Hero — пока ждал, приспособил на грудь головное крепление — кстати, неплохо держалось, набок не сбивалось:
Экспериментировал с TimeWarp на утренних пробежках. Если бежать по пересеченной местности, то скорость x10 — потолок: дальше детали сливаются. Но если траектория — длинная прямая, основной объект съемки большой, то скорость надо увеличивать дальше. Количество кадров в секунду зависит от выбора Pal или NTSC — 25 или 30, вариант 60 fps или выбрать самому — нет.
Новый процессор однозначно прожорливей, чем старый — батарейка садится быстрее.
Среди экшн-камер конкуренты GoPro Hero 7 Black на сегодня: Yi 4K+, SJCAM SJ8 Pro.
GoPro Hero 7 Black: выводы
Для меня выводы были в ответе на вопрос: стоит ли брать 7ю версию GoPro Hero при наличии 5-ой? Только если всерьез нужна съемка в 4К. Качество съемки видео в обычных пользовательских режимах — такое же, фото — тоже. Таймлэпс удобнее реализован, да, не множество фото, которые потом надо преобразовывать в видео, а сразу ролик, TimeWarp, опять же. Прочие плюшки, вроде потоковой трансляции на фейсбук — даже не вникал, пока что не нужны. Сколько занимает в профессиональном видеоролике съемка экшн-камерой? Немного: более для разнообразия картинки, показать на миг вид от первого лица, интересный ракурс, съемка с тех точек, куда обычную камеру ставить затруднительно, съемка с воды при непосредственном участии в процессе — так стоит ли вкладываться?
Если брать с нуля, то, несомненно, именно Hero 7 black. Сменные аккумуляторы. На вырост, ведь 4К придет. Стабилизация — не как у трехосевого подвеса, но вполне ощутимая. И пользоваться всеми новыми функциями.