Водный поход. Байдарка "Щука-3": испытания.


---------------------------------

Update 2019: Внимание!!! Подделки, пиратские копии байдарок "Щука".

---------------------------------

Первый тест "Щуки" проводился на Лемболовском озере еще в начале июня 2007 г. Собственно, ничего серьезного не было - просто покатались минут сорок, но начальное представление о байдарке я получил.

В очередной раз порадовала сборка - быстро, как бы между делом, самая напряжная операция вставить распорки в карманы из стропы (Зачем на концах распорок пластик? Чтобы из петель не вылезали?) Потом надувание - пробовали автокомпрессором, думали, будет быстрее - нет, быстрее прилагаемой лягушкой, она дает большие объем воздуха, хотя при приближении к паспортному давлению у нее начинает вылетать дно. Затычки баллонов все время норовят потеряться - надо их сразу привязывать.

Байдарка Щука - сиденье.
Сиденье. На вид тонкое, но прочное. Синяя дуга сзади - спинка. Кстати, удобная.

Посадка. Первое ощущение было - эта байда не для людей с большой попой:) Если сесть пониже (мы поначалу садились на надувные подушки, положенные на дно), то борта (баллоны) сжимают с обеих сторон; место под бортами, которое есть в каркасной байде, в этой отсутствует напрочь - ни ноги раздвинуть, ни вещи положить. Сиденье из капрона показалось очень непрочным, я потом даже писал Чернецкому и спрашивал: можно ли сидеть на сиденьях, если вещей нет? Оказалось, можно. При этом часть нагрузки на ткань просто приходится на балоны, т.е. они не сдавливают ягодицы с боков, а поддерживают их снизу; посадка выше, остойчивость похуже, но сидеть гораздо удобнее.

Пытались плавать втроем - тесновато. Представьте: если посадить на пол троих человек средних размеров, уперев чуть согнутые в коленях ноги каждого человека, сидящего сзади, в копчик впередисидящего - это и будет расстояние между людьми на "Щуке-3". Если сесть на сиденья, вытянув ноги, то ступни как раз касаются ягодиц человека, сидящего впереди. Долго сидеть вторым, упираясь взглядом в спину первого матроса, я бы не хотел; обзор капитана после посадки человека в центральное место тоже здорово уменьшается. Вдвоем, с вещами - самое то.

Движение. Повернуть "Щуку" гораздо легче, чем известные мне каркасные байдарки - плоское дно дает о себе знать. Скорость - по ощущениям вполне сопоставима с "Невой-2" или "Тайменью", хотя гонки не устраивали. Встал, постоял на бортах, как Чернецкий на фотографии - вполне остойчива.

Щука на воде - вид спереди.
Вид спереди. Нос идеальной формы.
Щука на воде - вид сзади.
А вот корма подкачала... Вид сзади.

"Возможна незначительная винтовая закрученность концов судна" - написано в паспорте "Щуки". Нос моего экземпляра - идеально прямой, что же касается кормы - она закручена против часовой стрелки. И еще: после катания корма поднялась, место прогиба приходится как раз на место соединительного шва чехла баллона. Шов, соединяющий юбкофартук и дно из тезы при этом опускается до уровня воды. Спросил у производителей, в чем дело - пришел ответ: "Попробуйте разрезать продольные тяги-ленты, идущие вдоль корпуса над декой (но под юбкой). Если дело в них - значит, их надо удлиннить." И попросили прислать байдарку для осмотра и, если это необходимо, ремонта. Но в самый сезон отдавать судно на две недели я не захотел...

Подъем кормы у Щуки.
Корма встала.
Подъем кормы особенно хорошо виден на ровном месте.
Щука на ровном месте. Подъем кормы - градусов 15 от основной линии.
Шов чехла баллона Щуки.
Шов, по которому происходит загиб.
Винтовая закрученность кормы Щуки.
Винтовая закрученость.

Ручки из стропы для переноса байдарки
Стропа режет руки.

Еще из обнаруженных минусов: ручки для переноски просто из стропы - режут руки. Достаточно было бы надеть на стропу трубки из ПХВ - это не сильно увеличило бы массу конструкции, но сделало бы переноску гораздо комфортнее.

Верх из кордуры, чехлы баллонов и сиденья из капрона - все промокает. Т.е. если в "Неве" и любой другой байде "Тритона" шкуру с фартуком можно просто вытереть тряпкой, то тут вода сидит в ткани, и ничего с этим не поделаешь - только сушить. Как это будет в затяжные дожди? Юбка не натягивается, как шкура на барабане - провисает, в ней собирается вода с весел. Байда в общем и целом более мокрая. Кордура (два слоя в наплывах) и капрон (вообще внутри байдарки) явно не те материалы, которые нужны для байдарки... Вот если бы какая клеенка, тонкая теза - было бы интереснее. Комментарий Чернецкого:"Без юбки на обруче по-любому после порога будет мокрая. А шить удобнее, сворачивается компактнее, вес ниже на 1кг, цена - на 10%+ (если использовать импортную)".

Для полной просушки в приемлемое время просто необходимо выворачивать байдарку наизнанку, желательно вынимая баллоны. Только потом вставлять их надо аккуратно, точно совмещая трубки с отверстиями и контролировать процесс надувания - при надувании баллон расправляется, и трубки смещаются относительно отверстий в чехлах. В общем, "Щука" - байдарка, в которой все проблемы процесса сборки перешли на процесс разборки:)

Дно Щуки высохло, а дека нет.
Дно из тезы давно высохло - дека мокрая.
Щука наизнанку, баллоны вынуты.
Вытащил баллоны и вывернул наизнанку.
Сушу чехлы баллонов.
Сушка чехлов.
Трубки надувания баллонов Щуки.
Трубки надувания баллонов.



Второй тест "Щуки", более серьезные и продолжительные испытания (2 дня подряд), проходили на Лосевском пороге, что на Карельском перешейке, как раз во время VI Международного водного фестиваля «Вуокса-2007» 23-24.06.2007.

При сборах дома окончательно разочаровался в штатной упаковке "Щуки": если в упаковку от "Тритона" влезает кроме байдарки еще палатка, пара спальников, личные вещи, раскладка и пр., то в щучью упаковку влезает, в основном, сама "Щука". Сложил все в свой рюкзак на 120 литров - самое то получилось!

Надув Щуку до положенных по паспорту 0,20атм., мы для начала прошлись по озеру, а потом пошли в порог. На ровной воде "Щука" держалась более-менее жестко, а как только пошли валы, байдарку начало прогибать по форме волны - сразу вспомнилось нелестное прозвище "Щуки" - "сосиска". При входе в бочку под автомобильным мостом "Щуку" просто сломало, согнуло поперек по линии сидения матроса, нос ушел налево, а чуть позже за ним последовала корма - эдакий ломаный штопор. Я четко увидел перед собой верх каски матроса... Матрос еще не осознавал, что мы киляемся, а для капитана все уже было очевидно:)

При оверкиле "Щука" не просела в воду, а осталась на том же уровне, что и раньше - баллоны не тонут, а с какой стороны дека, с какой дно - им все равно:) В общем, еще одно преимущество перед каркасными бАйдами. Только цепляться за дно совсем иначе, чем за деку - оно гладкое, лей на нем нет. Кончилось все тем, что мы все-таки оседлали перевернутую "Щуку" и погребли к берегу, благо весла не упустили.

Согнутая Щука в лосевском пороге.
Прогиб по форме вала.
Щука киляется.
Киляемся...
Перевернутая байдарка Щука, дно.
Плыву, держусь за дно. Скользко.

Но как же: лосевский порог - вторая категория, бочки там проходные - сам на "Свири" ходил без проблем, лишь бы ровно войти, а "Щука" по паспорту может ходить "до 2 байдарочной категории сложности (к.с.), ОДИНОЧНЫЕ препятствия до 4к.с."? Неужто все бочки полагается обходить? Туристов в те выходные было немало - были и опытные щуковладельцы, которые дали такой совет: надули байдарку, поставили на воду, намокла - проверьте и подкачайте еще, ибо намокшая "Щука" сбрасывает давление. И надувать надо не до 0,20 атм. паспортных, а до 0,30-0,40 - тогда ломать не будет.

Начали надувать баллоны сильнее - дно лягушки после превышения паспортного давления вообще перестало держаться (сейчас-то я его уже заклеил тезой снизу, а сначала казалось даже удобно - качаешь, пока дно не вылетит, как только вылетает - давление в норме:) ). Попросили насос у рафтеров - дело пошло на лад! Накачав до 0,30 с копейками атм. (больше не рискнули, ибо данные креш-тестов "Щуки" на давление в баллонах нам были неизвестны), спустили лодку на воду. Корма, ранее стоявшая торчком, заняла правильное положение, байдарка перестала прогибаться под гребцами - теперь в бочку. На этот раз "Щука" хотя и прогнулась, но не сломалась - бочку взяли! Ответ Чернецкого на вопрос проводились ли креш-тесты "Щуки" на устойчивость к давлению: "Нет, не проводились. Владимир Гунин свою регулярно качает до 0.3-0.4. Я - 0.2 (на глаз)".

Ощущения матроса, сидящего посередине: "Спокойные. Когда сидишь впереди, адреналина гораздо больше. Когда сидишь в середине, адреналина мало, но много воды. Просто небольшой бассейн".

Насос-лягушка, дно выпало.
Лягушка с отвалившимся дном.
Передутая Щука.
В пороге после подкачки.
Бывалые Щукари.
Бывалые щуковладельцы на валах - байдарка почти прямая, еще обвязка специальная сделана.

Порог в тот день прошли суммарно семь раз, изучили все бочки, килей больше не было. Ручки из стропы обмотали какими-то полиэтиленовыми мешками и др. подручными средствами. Чего я так и не понял: что делать с юбками, этими мешками из кордуры? Натянуть их не получается, они всегда провисают; когда в пороге окатывает валом воды, она вся остается в байдарке - в ямах, образованных юбками. Люди в пороге нас эдак иронично спрашивали: "А воды у вас в байде не много?":) Центральный отсек и так, и сяк пытались задраить - никак. Не выходит. Спросили у бывалых - они просто фиксируют юбки шнурками, полностью открывая байдарку, а в конце порога сливают воду. Чернецкий ответил так: "Яма неизбежна. Я после порога выливаю из нее воду."

Юбка на Щуке. Не натянуть.
Яма в юбке.
Задраиваем центральное место в Щуке.
Попытка задраить центральное место - успехом не увенчалась.
Открытое сиденье в щуке, юбки растянуты шнурками.
Так ходят бывалые щуковладельцы.
Мокрая корма Щуки.
Мокрая корма и полиэтиленовый мешок на ручке из стропы.

Винтовая закрученность кормы осталась та же. Читаем паспорт: "для ее устанения (винтовой закрученности) сдуйте баллоны на 1/3 и натяните их вдоль, придав им винтовую закрученность того же направления" - баллоны вынимал/вставлял уже раза три, придавал закрученность вроде нужную, но пока не исправилось. Может, при 0,50 атм. все должно исправиться?:) Собственно, не мешает - корма не нос, но как то не так...

Винтовая закрученность кормы Щуки.
Винтовая закрученность сохраняется...
Байдарки Щука и Свирь. Размеры.
"Щука-3" и "Свирь-2" - почувствуйте разницу!:)
Сушим Щуку стоя.
Попытка высушить "Щуку", поставив на попа. Тоже не получилось.
Щука наизнанку.
Снова вывернул лодку наизнанку.

...Оценил удобство сидения-лежания на байдарке - расслабон! Особенно когда сухая еще:) Что на деке, что на дне - поверхность мягко изгибается, принимает форму тела. Эта функция напрочь отсутствует в любой каркасной бАйде. Приятно.

От частого вставления/вынимания баллонов в чехлы попал песок. В принципе, не вредно, как сказал диллер, лишь бы не большие камешки - баллон можно повредить. Оба баллона после двухдневного катания отсырели изнутри, хотя большого сброса давления я не заметил - дырок быть не должно. Комментарий Чернецкого: "ПУ немного пропускает воду (без пор - сквозь пластик)".

Песок в чехлах баллонов Щуки.
Песок в чехлах.
Отсыревшие изнутри баллоны Щуки.
Отсыревшие изнутри баллоны.
Щука в полный рост.
"Щука" в полный рост, со всеми достоинствами и недостатками..


Итак, заключение, выводы. Ощущения весьма двойственные. В процессе испытаний родилось такое определение "Щуки": надувной рюкзак с днищем из тезы:) При паспортном давлении для порогов с бочками и высокими валами непригодна (разве что привязать по бокам жерди, специальные петли для них на бортах имеются), при более высоком давлении в баллонах - вполне, хотя и не ясно, насколько это для нее вредно. По комфорту, несомненно, хуже современных каркасных: и мокро (хоть от порогов, хоть от весел - кордура и нейлон промокают, нормального слива у юбок нет) и места меньше (под бортами баллоны). Собирается быстро, разбирается (в частности, сушится) долго. Легка и компактна в разобранном состоянии. Можно купить как основную при недостатке средств на снаряжение ("Щука" в 2,5 раза дешевле аналогичной каркасной байдарки), можно взять как резервную при наличии каркасной основной. Ненапряжно сходить в поход на выходные - самое то, в долгий поход лучше свою "Неву-2" возьму - хоть тяжеловата, зато поместится все, и сухо. Как сказал один бывалый щуковладелец: "Щука" - байдарка весьма специфическая". Согласен полностью.




30.06.2007. Еще одни выходные в Лосево. Довел-таки "Щуку" до правильной формы! Перед вставлением баллонов чуть поддул их, чтобы обозначилась начальная форма, положил на землю ровно в то положение, в котором они должны были находиться в чехлах (когда шланги надува совмещаются с отверстием в чехле); протаскивал через люки в корме к носу, а не выворачивая, тщательно продевал баллоны через ткань чехлов, не давая баллонам подкручиваться. Засунув, но не убрав концы баллонов, начал поддувать по чуть-чуть слева/справа,все время корректируя правильное положение. После того как "Щука" приняла определенную форму, но баллоны наощупь были еще мягкими, мы их растянули и убрали концы баллонов в люки. Затем, подкачав еще немного, я закрутил концы баллонов у кормы примерно раза 3 против часовой стрелки. Надув до 0,30 атм. получил ровную лодку. За это время соседний экипаж практически собрал "Свирь-2":)

В общем, операция вынимания/вставления баллонов - весьма ответственная и определяющая. И чем ровнее они распределятся и распрямятся в чехлах, тем лучше будет форма байдарки. При сушке баллоны вынимать не рискнул - так и сложил байдарку влажной.

В очередной раз прошли весь лосевский порог по всем бочкам. Ни разу не сломались, не кильнулись. Девушка, сидящая в этот раз матросом, сравнила "Щуку" с морским бананом (такая надувнушка, ее привязывают на буксир к катеру и возят отдыхающих по морю). Участвовали в спас-работах по вылавливанию кильнувшегося экипажа "Свири-2" - выловили экипаж, сели на "Щуку" все вместе - впятером(!), взяли "Свирь" на буксир и поплыли к берегу - жаль, никто на фотик это зрелище не снимал:)




4.07.2007. Сушите "Щуку" сразу, обязательно выворачивая наизнанку и, желательно, вынимая баллоны. Пролежавшая в рюкзаке три дня влажная "Щука" пахнет как средних размеров корзинка с грязными носками. Нельзя пользоваться для сушки тепловентилятором - клей на шлангах надува размягчается и вклейки отходят: баллоны начинают травить воздух. В собранном (надутом) положении байдарка не высыхает - концы чехлов баллонов и сами баллоны влажные даже после целой ночи сушки вентилятором.

"Щука" все больше напоминает мне советскую машину - "после сборки обработать рашпилем" (приклеить дно насоса, таскать с собой изоленту, ибо конец шланга насоса чуть уже, чем сам насос надува, идельно ровно вставлять баллоны - целый ритуал(!), сушить так и не иначе и проч.) А еще тем, что в процессе знакомства с особенностями байдарки знакомишься с кучей людей:)))



©2007 Ергин Григорий, тел.:+7(911)937-55-17.
Санкт-Петербург.