Мое знакомство с байдарками начиналось с "Салюта" - тяжелой (40 кг), неповоротливой байдарки, у которой обводы кормы были узкие,
а нос - тупой (на ней частенько плавали задом-наперед, не без оснований считая, что так - быстрее); имелась резиновая шкура с брезентовым верхом, деревянное днище - почти плот:) И скорость - соответствующая. Зато на озерах гораздо меньше сносило ветром, чем более новые и легкие байдарки. Затем я несколько раз ходил на "Таймени", а чуть позже купил себе "Неву" - ближайший аналог "Тайменя" от питерской фирмы "Тритон". Чуть позже мой друг купил себе тритоновскую "Свирь-Н", и я имел возможность непосредственно наблюдать эту модель байдарки в походе. Потом пошла целая мода на "Свири", как с поддувом, так и без оного. А "Щуку" я приобрел как байдарку выходного дня.
"Таймень-2".
Классика - каркас, шкура, еще никакого пластика на соединениях (только металл!) но уже и никакого дерева на днище, кроме фанерных
сидений.
Сборка. По времени - варьируется, степень тяжести - средняя. Самое утомительное - соединение стрингеров при помощи шпингалетов (без пассатижей трудновато) и натяжение шкуры за счет бортов, особенно если шкура новая.
Каркас. Соединения исключительно металлические. Но то ли за счет материала, то ли за счет большой длины отдельных
деталей случается, что части каркаса ломаются. Люди возят с собой запасные стрингера. Соединения отдельных деталей осуществляется при помощи шпилек, которые ржавеют и часто теряются, ибо их крепление куда-либо в разобранном виде не предусмотрено (обычно их перевозят в ремнаборе). Другие способы соединения деталей (шпингалеты, крючки) тоже не идеальны - все это стирается, ломается, хотя легко заменяется гвоздями и шурупами:) Плоские металлические детали бортов легко деформируются. Рекомендуется обвязка!
Шкура. Старая, более тяжелая шкура (резиново-брезентовая), которая требовала особо тщательной просушки (иначе могла сгнить) поставлялась без проклейки по стрингерам - приходилось клеить самим. Новые шкуры, от "Тритона", хорошо проклеены и ничем не отличаются от шкур новых байдарок. Хотя у других производителей встречаются новые шкуры без проклейки, как раньше. В районе соединения вилок кильсона спереди и сзади рекомендуется положить подкладку из пенки или резины - шкура может протереться изнутри.
Сиденья. Спинки - пластиковые, часто ломаются, соединение с каркасом нестабильно - обычно под спину подкладывают пенку. Сами сиденья - куски фанеры, которые крепятся шпильками; крепление стирается и при перевороте сиденья теряются.
Вместимость. Выше всех похвал! Ни в одну другую байду-двойку не влезет гитара без ущерба для места капитана.
Управляемость. Маневренность низкая, быстро развернуться не получается. Зато по ровной воде не виляет. Плоские борта, в которые сильнее бьет боковое течение и волны.
Вид со стороны деки - обязательная обвязка. |
Вид со стороны днища. Видна нефабричная проклейка - шкура покупалась в Нижнем Новгороде. |
Днище. |
Сиденье. Кусок фанеры утерян, на спинке - пенка, под вилкой кильсона - подкладка из резины. |
Достоинства: вместимость. Сидеть удобно: места хватает, шпангоут у капитана находится в самом нужном месте -
где кончаются ноги: есть, во что упереться. Открытый верх - фартук крепится отдельно, можно снять целиком - при проходе длинного плеса
жарко не будет. Бочки проходить проще - за счет массы.
Недостатки: относительно большая масса. К соединительным деталям каркаса нужно повышенное внимание при перевозке и сборке. Упаковка байдарки имеет длину большую, чем у любой байдарки "Тритона" - за счет более длинных деталей кильсона. Низкая маневренность. Сидеть достаточно высоко можно только на гермах. Возможность полного потопления байдарки, если она не будет заполнена чем либо, имеющим положительную плавучесть. В 2006 году в "Тритоне" мне сказали, что "Таймень" больше не выпускается...
Итог: хороша для похода по озерам, не особо бурным речкам (хотя на ней ходят везде). Вместительна и удобна. Но
недостаточно прочна (хотя легко ремонтируется) и управляема. Снята с производства.
"Нева-2".
Ссылка на сайте официального производителя: http://triton-ltd.ru/ru/products/canoes/neva/
Аналог "Тайменя". Каркас комбинированный - металл и пластик. Интенсивно эксплуатируется мною с 2001 года. Пережила несколько спокойных рек (Медведица, Песь, Чагода, Малога, Кабожа) и несколько более бурных: Шуя - 2 раза (2004, 2006), с прохождением всех порогов (Кенякоски, Сизовский), Чирко-Кемь (с прохождением Такхо-падуна по центру), Кереть (от оз.Петриярви до Чупы без обносов).
Сборка. Начало - очень быстрое: собрал нос и корму, поставил - все завидуют! Далее - борта, которые вставляются в шкуру: это уже достаточно утомительно. Потом - стрингера, которые соединяются специальными трубками-муфтами, что тоже не особенно приятно, и, гвоздь программы, за который я каждый раз ругаю разнообразными словами фирму "Тритон" и их конструкторов - поднимающиеся шпангоуты! Они вставляются под углом и поднимаются; при этом надо, чтобы все стрингера попали в нужные выемки. Цитата о сборке "Невы" с сайта "Тритона": " К особенностям байдарок следует отнести шпангоуты с механизмом поперечного натяжения оболочки. К несомненным достоинствам – простоту
и скорость сборки". Про простоту и скорость сборки - вранье!
Съемный фартук. |
Каркас. Присутствует пластик. Ранее белый - более ломкий, сейчас черный - он прочнее. Новая байдарка собиралась
со значительными усилиями и на начальном этапе сборки; после первого похода шкура растянулась, стрингера погнулись (особенно в районе кормы) - собирать стало легче. Что радует - сколько байда не садилась на камни, сколько ее не переносили с грузом, против всех правил, сколько раз из нее выливали воду после киляния (именно выливали, а не вычерпывали) - ни одной глобальной поломки. Только трещины в белом пластике за пять лет эксплуатации. На черном, после ремонта - трещин пока нет.
Шкура. Без нареканий. Все возможные места соприкосновения с каркасом проклеены. При встрече с камнями дырки возникают там, где они должны быть - на протекторе.
Сиденья. Сиденья в этой байдарке не имеют жесткого крепления - при перевороте их смывает, да даже если байду просто перевернуть на берегу - они падают. Когда одно сиденье у меня просто уплыло при килянии, я просверлил в сиденьях дырки и каждый раз при сборке продеваю через них шнурок, привязывая сиденье к кильсону. Резиночки для крепления спинок отрываются буквально на второй год эксплуатации, так что каждый раз при посадке спинки приходится придерживать рукой.
Стандартный шпангоут. |
Шпангоут багажного отсека. |
Вместимость. С "Тайменем" трудно сравнивать. Чтобы "увеличить" багажный отсек, конструкторам "Невы" пришлось перенести один из шпангоутов к капитанскому месту. Теперь ноги в этот шпангоут не упереть, как было на "Таймени", а упереться можно лишь в груз, или в сделанный на заказ(!) упор - еще одну перекладину в днище. Слово "увеличить" написано в кавычках не просто так - ведь теперь грузом считаются и ноги капитана! Передвинутый шпангоут мешает и по бокам - ведь надо иметь упор и в районе бортов, а он сделан в виде перевернутой буквы "П", а не овала. Ноги этой буквы "П" как раз и упираются в ноги капитана с боков.
Управляемость. Легче, чем "Таймень", поворачивает, ибо сама легче и обводы другие, зато тормозит в бочках.
Вид со стороны деки. |
Вид со стороны днища: проклейка фирменная, выше всех похвал! |
Днище. |
Сиденье. Держу спинку рукой - резиночки оторвались. |
Достоинства: относительная вместимость. Открытый верх - фартук крепится отдельно, можно снять целиком - при проходе длинного плеса жарко не будет. За счет съемного фартука можно сидеть в разных позах - хоть в позе лотоса:) Можно сесть на корму. Более маневренна, чем "Таймень". При перевороте достаточно нескольких привязанных закрытых герм с вещами, чтобы байда не утонула. Относительная жесткость, надежность каркаса - ни одного глобального повреждения. И правильная шкура.
Недостатки: сборка - это то, за что я буквально ненавижу эту байдарку. Пару слов о разборке: "Тритону" следовало бы комплектовать это судно топором - иначе муфты, в которые попал песок (а на реке без этого никак!) не снимаются. Или сделать чуть больше диаметр самих муфт. Сидеть достаточно высоко можно только на гермах. Неудобный багажный отсек. Липучка на шкуре сохнет раза в 4 дольше, чем сама шкура. Спустя пять лет (в 2006 г.) пережила ремонт (замену пластиковых частей) стоимостью около 2000р.
Итог: пригодна для озер, для бурных речек. Для похода выходного дня непригодна, чтобы там не говорил "Тритон". Ни за что не возьмусь ее собирать, если плавать на ней придется всего один день! На мой взгляд, наиболее универсальна.
"Свирь-2"("Свирь-2H").
Ссылка на сайте официального производителя: http://triton-ltd.ru/ru/products/canoes/svir/
Позиционируется "Тритоном" как самая универсальная байдарка - можно и по озерам, можно и по речкам с порогами, но сделана явно с претензией именно на бурные реки. Достаточно модная модель среди моих знакомых. Байдарка, которая рассматривается ниже, была куплена в 2004 году. Пластик уже черный. На корме и на носу пришиты ручки для переноски, вдоль борта - петли для обвязки.
Сборка. Процесс сборки равномерен - раз лично участвовал в сборке, несколько раз наблюдал - собрал-поставил, собрал-поставил, никакого раздражения и ожесточения - все просто, хотя достаточно большой объем работ.
Каркас. Очень прочный. Часть деталей, которые на "Неве" сделаны из пластика, здесь сделаны из металла. Деталей больше - одних шпангоутов шесть штук (на моей "Неве" - 4)! Но результат превосходит все ожидания: если "Нева" прогибается, налезая на камень, то
"Свирь" держит форму отлично. И переносить ее можно даже с грузом. Сам видел, как "Свирь" наматывало на камень (на Керети) - когда байдарку сняли со струи, она смогла благополучно закончить поход:)
Сильно давлю в районе шпангоута на "Неве". Не продавить! |
Давлю в районе шпангоута на "Свири". Легко продавливаю! Обратите внимание на заплатку:) |
Шкура. Шкура "Свири" тоньше, чем у моей "Невы" (купленной в 2001 - сейчас, может, и другие шкуры делают). Самый главный недостаток - за счет неравномерного расположения стрингеров шкура прогибается, прилегает вплотную к шпангоутам и рвется по местам, которые совершенно не проклеены! Когда за первый день похода по Шуе (категория 2) у "Свири" было шесть дырок по шпангоутам, было о чем задуматься... Причем собрали все правильно, стрингера легли ровно на места с проклейкой, байдарка застегнулась без проблем, борта надули до звона. Проблему эту решают так - либо заказывают дополнительную проклейку в "Тритоне" по шпангоутам (байдарка со стороны днища становится похожей на черепаху, масса увеличивается, ходовые свойства от поперечной проклейки ухудшаются), либо прокладывают под места возможных дыр пену (разрезанный на куски туристский коврик), что существенно ухудшает процесс сборки - натянуть шкуру становится гораздо труднее, а закрыть багажный отсек первое время возможно лишь положив байдарку набок и хорошенько нажав на борт.
Сиденья. Спинки и сиденья крепятся на стропе, при помощи трехщелевок - эта конструкция не будет отрываться. Сами сиденья представляют из себя сшитые "креслица", а не просто куски фанеры - можно сидеть безо всяких герм. Несколько неудобно паковать вещи под такое сиденье, но есть плюс - вещам будет труднее уплыть при перевороте. Материя сиденья долго сохнет - это неудобно.
Вместимость. В эту байдарку трудно положить много багажа - только необходимое. И - долго распределяя и укладывая.
Управляемость. Без претензий. Не каяк, конечно, но разворачивается быстро. Первое время неопытному капитану будет трудно заставить байдарку плыть прямо. За счет формы носа не взбирается на бочку, а срезает ее - там, где "Нева" встала на обратном течении и кильнулась, более длинная и узкая "Свирь" прошла без особых проблем. Скошенный треугольный борт - не очень понимаю его назначение: как только поток попадает в борт, байдарка сразу высказывает отчетливое намерение кильнуться.
Вид со стороны деки. Ручки и петли для обвязки - удобно! |
Вид со стороны днища. Почти все заплатки - по шпангоутам. |
Днище. Очень большое расстояние от кильсона до ближайшего стрингера. |
Сиденье. |
Достоинства: маневренность, поддув (у модели с буквой "Н" в названии, положительная плавучесть - не потонет, но вообще хватает привязанных вещей, так что тут можно поспорить о полезности поддува), жесткая конструкция - даже целиком наполненная вещами, не прогибается. Совершенно иной подход к конструкции сидений - можно сидеть в полностью пустой байде.
Недостатки: мало места для вещей. Сиденья долго сушатся. Фартук несъемный (хотя для кого-то это достоинство). И, главное - непродуманность(!) конструкции, за счет чего легко рвется шкура. А кто скажет, что у него "Свирь", и с ней все в порядке, пусть почитает еще вот это: http://uckpa-tourism.livejournal.com/1045.html, http://fats-tour.chat.ru/svir.html.
Итог: пригодна для озер, для бурных речек без камней:) Хорошо управляема. Надежна - жесткая конструкция каркаса. Если в "Свири" исправят огрехи конструкции, то куплю после "Невы" именно ее. А пока что... Нет!
"Щука-3".
Ссылка на сайте официального производителя: http://stalker.lib.ru/bajdarka.htm
То, что давно хотелось попробовать. Опрашивал многих щуковладельцев, в результате получил вот такую информацию.
Сборка. Быстро: надул, поставил металлические распорки - и вперед!
Каркас. "П"-образные металлические разпорки.
Шкура. ПХВ или что-то в это духе без проклейки (А зачем? Стрингеров-то нет!)
Вместимость. На двоих нужна тройка - она самая ходовая: там, где предполагается сидеть третьему, сиденье отрезается и кладется багаж.
Вид со стороны деки. |
Вид со стороны днища. |
Сиденье. |
Распорка для жесткости - еще старая, в виде креста. |
Достоинства: легкость. Быстрая сборка. Почти не рвется на камнях, ибо обползает их. В бочках не режет вал, а проходит сверху. В отличие от "Егеря" (аналогичного надувного судна) не имеет поддува в днище, за счет чего сидит ниже и более устойчива к килянию. Многое прощает чайникам.
Недостатки: недостаточная прочность конструкции - возможны прогибы. Сам видел - в пороге "Щука" похожа на большую гусеницу:) Малая вместимость. Нет серийного производства - конструкция все время меняется (хотя и в лучшую сторону).
Итог: может, это и есть та самая вожделенная байдарка для похода выходного дня?:) Хотя на ней ходили на реки до третьей категории сложности в длительные походы и даже катались зимой с горы - надувная конструкция показала себя достаточно надежной.
В результате купил "Щуку", провел ее испытания в Лосевском пороге и составил свое мнение об этой байдарке.