ГИТАРА.

Гитара на заказ от Владимира Павлова.

Что было.

Гитар у меня за всю жизнь было несколько. Первая - советская, самая дешевая, с широким грифом на регулировочном винте, достаточно тонким коробом, с поставленными на период обучения нейлоновыми струнами и никаким звуком. Как я тогда не бросил заниматься - ума не приложу:) Потом была гитара, переделанная из семиструнной в шестиструнку - подарок друга; позже - гитара 90-х, когда зарплату мастерам на фабрике Чапаева выдавали товаром, а они, доведя этот товар до ума, несли его в магазин - продавалась изначально под нейлон, но поставил тонкий металл (0,09) и звучала неплохо. Последняя гитара корейская - "Martinez FAW-51", вестерн, с тонким грифом со стержнем внутри, достаточно дешевая, но для своей стоимости весьма качественная. Так формировался список требований к моей следующей гитаре.

Что хотел.


Для сравнения по толщине: cнизу классический гриф, сверху - вестерн.

Гриф. С классического грифа я начинал обучение, но его ставить не хотелось - он широкий, ладонью целиком охватить трудно, большой палец не достает до басов (с точки зрения классической шестиструнной гитары так играть неправильно, но это прием широко используется при игре на русской семиструнной гитаре, удобно - привык). Преимущества широкого грифа: не задеваешь соседние струны, пальцы ставятся четко и удобно, ноты звучат чисто. Узкий гриф: все струны близко - при подтяжке уходишь на соседнюю струну, любая мелодия приобретает отзвук вскользь задеваемых случайно струн, зато аккорды ставить одно удовольствие. Это - исключительно мои ощущения (размер пальцев у людей разный). Хотелось какого-то усредненного варианта, сочетающего преимущества обоих грифов, да и проще после такого универсального грифа брать в руки чужую стандартную гитару - хоть классику, хоть вестерн.


Слева корпус с широкой талией,
справа - с узкой и вырезом.

Корпус (короб). Вырез (катавей) чтобы иметь возможность, не задевая руками корпус, извлекать ноты ниже 12 или 14 лада (У классической гитары место соединения грифа и корпуса находится на 12 ладу, у вестернов - на 14-ом). Внешне - нравятся корпуса с узкой талией, более классические, похожие на цифру "8", но не маленького размера.

Струны. Металл, первая - 010: не очень тонкие, со средней амплитудой колебаний, чтобы располагались поближе к ладам, но не звенели при игре, и не очень толстые - все-таки, начинал с нейлона.

Некие элементы уникальности - форма отверстия, флажка (защитной пластины на верхней деке, еще называемой панцирем), возможно, свой знак, логотип - а почему бы и нет? Если есть возможность создавать с нуля - зачем просто тупо копировать серийные формы?

Про качество звучания, строй, точность сборки и проч.: если работа ручная, работа Мастера, то это само собой подразумевается.

Итак, я обратился к мастеру - Владимиру Павлову и высказал ему свои пожелания. Прикинули материалы, стоимость, и началась работа над эскизом. Благодаря Интернету, можно было общаться дистанционно, не встречаясь каждый раз лично, а обмениваясь новыми набросками и обсуждая детали.


Эскиз.


Всегда нравились обводы джазовых гитар...

Нарисуй сам гитару своей мечты:) Всегда нравились обводы джазовых гитар, как у "Gretsch G6136TBK Black Falcon w/ Bigsby" - какая-то абсолютно законченная по форме модель. Эту форму корпуса и взял за основу. Что касается головки грифа, то здесь Павлов настоял, чтобы она была сделана по его стандартному проекту, дабы гитары, изготовленные им, были узнаваемы.

 
Головка грифа.
Ладно - корпус есть, головка грифа есть, осталось резонаторное отверстие, флажок и подставка. Хотелось отверстие простой формы, но вместе с тем нестандартное, например, как у G6022CWFF Rancher Falcon Cutaway, но свое. Искал в Инете, видел несколько гитар, у которых гриф возле крепления удлинен (для крепления дополнительных ладов) скошен и нависает над самим отверстием, частично его закрывая. Так родилась идея сделать отверстие в форме глаза - вроде бы и круглое, но со скосом в том же месте, где скос у грифа, и продолжением до флажка. Спросил у мастера, будет ли гитара с таким отверстием звучать - получил ответ утвердительный.


Такая экзотика:)

Вариант от Gretsch: достаточно просто, но необычно.

Овальное отверстие
со скосом и
дополнительными
ладами.

Первый набросок резонаторного отверстия.


Gretsch G6136TBK
Black Falcon w/ Bigsby

Контуры ясны, теперь разберемся с флажком и розеткой.

С оригинальным флажком
не понравилось...

Финал в карандаше. Почти лицо: глаз, нос:)


Первый фотомонтаж: головка от готовой модели Павлова, гриф и обводы корпуса - от G6136TBK

Цвет гитары. Хотелось чего-то такого ярко-позитивного, в стиле Gibson Les Paul Standard - такая окраска называется "sunburst" (солнечные лучи).


Gibson Les Paul Standard

Первый вариант на компьютере: монтаж из фотографий частей готовых моделей с раскраской sunburst на скорую руку. Владимир сказал, что цвет деки будет зависеть от цвета обечайки, которая будет изготовлена из палисандра: "Точный цвет определяется после первых слоев лака, т.е в начале я покрываю нижнюю деку и обечайки корпуса - проявляется настоящий цвет древесины, и потом подбираю близкий оттенок для деки." Каким цветом будет играть палисандр под лаком, такой цвет и будет по краям деки в качестве более темного. Красить придется в два слоя, логотип, врезанный перламутром, на время покраски будет необходимо заклеивать, а он сложной формы: вряд ли получится; необходимо как-то его отделить от окрашиваемой деки. И предложил вот такой вариант:


Под логотип делается подложка из того же материала, что и флажок.
     
Возможные цвета палисандра.

Набросок Павлова, реализованный в цвете, смотрелся тяжеловато, хотя форма флажка была более изящной, чем моя начальная.

Флажок оставил, а логотип разместил просто в окружности.

Финальный вариант моего эскиза, сделанный мастером во FreeHand.

Собственно, на этом глобальная работа по эскизу была закончена - оставались детали, которые всплывали по мере изготовления гитары.


Детали.

Выбиралась окантовка розетки - составная, из нескольких линий, какой толщины; дерево для изготовления флажка - черное однотонное, более светлое с узором.

     

Обсуждался логотип: тонкие линии не будут видны, их изготовление весьма трудоемко; толстые сливаются, расплываясь и теряя четкость.

   

Все время хотелось приблизить эту форму головки грифа к оригинальной от Gretsch - для этого и был выбран силуэт чайки, чтоб если не форму изменить, то иллюзию создать. В первом варианте слишком много всего - мастер попросил проще сделать, и чтобы изображение занимало центральную часть, что под фамилией "Павлов". Финально взяли самый простой вариант, ибо дерево, из которого делалась головка грифа, было достаточно узорчатым, чтобы не создавалось ощущения незаполненности.

     

Варианты подставки, присланные Павловым. Понравилась часть из 1-го варианта, часть из 2-го. Вариант финальный - просто склейка из двух понравившихся вариантов.

   

Этапы изготовления гитары от Владимира Павлова.

  1. Комплектация
  2. Изготовление монограммы
  3. Изготовление розетки
  4. Изготовление верхней деки
  5. Изготовление нижней деки
  6. Изготовление обечаек и рамки корпуса
  7. Сборка корпуса
  8. Изготовление грифа - основы
  9. Врезка грифа в корпус и изготовление ладовой накладки
  10. Тонирование и лакирование
  11. Изготовление отдельных элементов и деталей

Что получилось.

Мастеровая гитара в кофре
Гитара от мастера.
Мастеровая гитара.
Гитара на заказ.
Логотип на верхней деке.
Верхняя дека.
Вид со стороны подставки.
Подставка, флажок, логотип.
Подставка, флажок, логотип.
Положение при игре.
Лого.
Подставка.
Нижняя дека.
Пятка грифа.
Метки на ладах.
Головка грифа. Владимир Павлов.
Вид со стороны головки. Павлов.
Колки.
Надпись Павлов
Головка грифа сзади.

Что хотел, в общем, получил. Второй такой не найти:) Очень четкий гриф, точное звукоизвлечение, ширина грифа удобна по руке - не прогадал. Да и вообще - красиво получилось. Самое главное достоинство гитары: если ее вынул из футляра, то обратно раньше чем через полчаса не положишь:)

Звукосниматель.

Последний этап - установка электронники, процесс аналогичный тому, что описывался здесь. Павлов рекомендовал набор "Fishman Prefix Plus-T". Под косточку подставки была установлена планка звукоснимателя, в обечайку врезан темброблок и разъем для джека 1/4, он же - пуговица крепления ремня.

Звукосниматель и темброблок Fishman Prefix Plus-T установлен.
Установлен комплект Fishman Prefix Plus-T - звукосниматель, темброблок.
Внешней вид панели управления темброблоком Fishman.
Внешней вид панели управления темброблоком.
Замена батарейки в Prefix Plus-T.
Замена элемента питания.
Встроенный в Fishman Prefix Plus-T тюнер.
Встроенный тюнер.
Пуговица крепления ремня - гнездо под разъем Jack 1/4.
Разъем-пуговица.


Ссылки.

Gretsch - тут брал форму корпуса.

Gibson - понравилась раскраска, цвет, хотя финально использовался другой.

Washburn - практически ничего не понравилось... Разве что Folk style guitars.

Martin - гитары Битлз.

Ibanez - много гитар, похожих по форме и на Gretsch, и на Gibson. Кто придумал раньше эти модели - не знаю.

Hohner.

"Fishman Prefix Plus-T" - набор электронники для озвучивания гитары.

Форум, на котором регулярно появляется Владимир Павлов.



©2006 Ергин Григорий, тел.:+7(911)937-55-17.
Санкт-Петербург.