Матрос и капитан.
|
Человек, сидящий в байдарке сзади, носит гордое звание капитана; сидящий спереди - матроса. Вместе они - экипаж.
Все нижеописанные правила взаимодействия капитана и матроса - естественны и закономерны, они логически вытекают из местоположения, области видимости местности, возможностей членов экипажа.
Что видит капитан.
Что видит матрос.
|
Капитан видит всю ситуацию в целом: почти всю байдарку (кроме кормы:) ), положение байдарки относительно препятствий, крены и проч. - ему проще принимать решения и командовать именно с этого места. И именно с этого места быстрее повернуть байдарку: гребок, прилагаемое усилие здесь ближе к середине лодки, но требуется сила - срабатывает правило рычага, см. рисунок ниже. На рисунке ситуация идеальная - реально, если с любого борта грести только одной лопастью, то бАйда будет идти вперед и поворачивать, а не просто крутиться на месте - это обусловлено формой судна.
Матрос лучше видит, что творится под самым носом у байдарки, капитану же этот участок закрывает спина матроса, но ситуации в целом матрос видеть не может - только самый нос байдарки, поэтому обо всем, попавшем в "слепую" зону, матрос обязан доложить капитану. Точка приложения силы матроса - самый нос лодки, поворачивать легче, но надо сделать больше гребков - правило рычага работает и здесь.
Если в байдарке плывут трое, то средний - тоже матрос. От него вообще мало что зависит - у него ни обзора, ничего. Грустно плыть средним, когда половину пейзажа закрывает спина впередисидящего, но гребет средний гораздо меньше, чем передний и задний - поэтому матросы обычно меняются местами, когда устанут грести или надоест сидеть без дела.
Места приложения сил капитана и матроса при повороте байдарки.
|
Гребет и правит в основном капитан, байдарка в данном случае - как большой каяк. Основная функция матроса - ускорение в необходимых случаях: добавить ходу, помочь быстрее развернуться при маневрировании, т.е. в нужное время помочь капитану; в остальное время в действиях матроса необходимости нет. Так как ситуацией в совокупности владеет капитан, то командовать именно ему. Матрос должен подчиняться командам, но проявлять разумную инициативу, например, если в "слепой" зоне обнаруживается препятствие и матрос понимает, что сообщить капитану не успевает, то необходимо отвести нос бАйды, максимально придерживаясь прежнего, заданного капитаном, курса. Основной набор команд, сложившиеся у нас: "левым" (не "направо", а именно "левым" (левой лопастью весла), ибо на то, чтобы переосмыслить, чем грести, уходит время), "правым", "табань левым", "табань правым", "весло на борт" (если байдарка с лежащим поперек веслом не проходит по габаритам где-нибудь в узком месте), "вперед", "назад". В других экипажах могут быть другие команды, но источник их тот же - капитан:)
От слаженной работы экипажа зависит многое. Даже неплоскодонную байдарку можно развернуть на месте, если капитан будет табанить с одной стороны, а матрос в это время интенсивно загребать с другой - это важно при огибании камней в пороге. Если же матрос имеет свое мнение на то, как и куда надо идти, при этом мнение, отличное от мнения капитана, то это кончается посадкой на камни и взаимными упреками; если матрос выполнял все, что сказано - вина на капитане:)
На каждом члене экипажа лежит ответственность за "обзорную" часть судна - например, если бАйда села на мель носом, то выйти и сдвинуть ее должен матрос, если кормой - капитан, ибо при выходе матроса из байдарки поднимается выше нос, при выходе капитана - корма. Нецелесообразно было бы выходить капитану и снимать нос с сидящим матросом - и тяжело, и шкуру порвать можно. При посадке на мель на течении центральной частью целесообразно выйти сначала матросу, потом капитану и садиться обратно в том же порядке, чтобы течение не развернуло байдарку вперед кормой.
Матросом обычно сажают девушку, капитаном - мужчину. В случае матросского бунта всегда можно поменяться местами и обязанностями:)
Два капитана.
Следующая ступень взаимодействия - равный экипаж, равносильный и равноопытный. Например, если порог сложный, то менее опытного и сильного матроса высаживают, а его место занимает капитан другой байдарки. Оба члена такого переформированного экипажа привыкли быстро принимать решения, нормально читают воду, видят, куда идти и что делать, изредка уточняют свои намерения друг у друга. В моменты экстренные, когда на команды времени нет, действуют одинаково, эффективно и согласовано. В идеале, таким и должен быть экипаж.